Отказ от программы авианосных крейсеров без проведения каких-либо экспериментов и практических технических опытов не позволяет сейчас ответить на множество вопросов. Можно только попытаться ответить на некоторые вопросы, основываясь на десятилетия истории и опыт прошедших войн. Итак:
1. Если бы в 30-х годах корабли класса CF были бы построены, и им пришлось бы принять участие в реальных боевых действиях в те же самые годы (если бы война все-таки была бы) - оправдали бы они возлагаемые на них надежды?
Вероятно, да. Так можно сказать, основываясь на известной сейчас роли и ценности авиации, а также на фактической (а не теоретической) эффективности артиллерии в условиях войны примерно того времени. Самолет оказался неоценим для разведки и патрулирования, для атаки береговых целей и мест базирования флота, для ведения разного рода боевых действий на уровнях «поверхность-поверхность» и «воздух-воздух». В этих акциях значение самолета ограничивается только его характеристиками - предельная боевая нагрузка, скорость, маневренность, уязвимость.
Тот же фактор, что артиллерия для 30-х годов оставалась первостепенным оружием флота, мог в некоторой степени даже оказать «на руку» авиации - после использования самолетов, ввиду их «второстепенности», ими можно было бы пренебречь - переместить на другой корабль, на берег, оставить на борту с риском повреждения и т.д. - и в дальнейшем в полной мере воспользоваться возможностями артиллерийского вооружения. Ведь крейсер, даже и авианосный класса CF, все-таки оставался активным артиллерийским кораблем, достаточно мощным и без авиационной группы.
Это особенно было бы важно для тихоокеанского театра военных действий. Из-за обширности расстояний морякам не приходилось надеяться на частые боевые стычки, поэтому в случае боевого столкновения требовались очень активные и быстрые действия с тем, чтобы операция против вражеских сил была доведена до максимального успеха. Особенности тихоокеанского театра, такие как необходимость длительных переходов, хорошая видимость в большей части года, делали необходимым для флота обеспечение дальней разведки и слежения за противником. Наиболее эффективно такие задачи выполняла бы палубная авиация. В период после обнаружения противника и до сближения с ним своих кораблей для артиллерийского боя, авианосный крейсер также мог быть весьма полезен - как для нанесения непосредственных авиаударов, так и для вспомогательных функций, включая патрулирование на рубежах дальнего обнаружения. А после сближения, крейсер мог бы, очистив полетную палубу от самолетов, вести артиллерийский бой, поддерживая главные силы или в составе отрядов легких сил.
Немалую ценность крейсеры с полетной палубой могли бы представлять в набеговых операциях на коммуникации противника, и особенно - при поиске и уничтожении вражеских рейдеров на океанских просторах. Опыт Второй мировой войны, когда в первые годы немецкие рейдеры активно действовали в Индийском океане и Южной Атлантике, наглядно показал, что такой крейсер мог бы эффективно искать рейдеры с помощью авиации, а затем своей же артиллерией и самолетами уничтожать их.
2. Способен ли был крейсер с полетной палубой типа CF действовать в соответствии с заложенными в него задачами в течение всей Второй мировой войны?
Вероятно, нет. Причина этого вполне объяснима. Дело в том, что к началу 40-х годов уже нельзя было говорить о устоявшемся равновесии между артиллерийскими кораблями и авианосцами. Это относительное равновесие было условно принято в среде морского командования в связи с тем, что даже самые лучшие для того времени бомбардировщики могли нанести линкорам и крейсерам противника ущерб, вполне сопоставимый с взрывом крупнокалиберного снаряда. Преимущества, сопутствовавшие авиации, компенсировались тем, что атакам самолетов можно было бы противодействовать с помощью зенитной артиллерии. Атаки торпедоносцев также принимались в расчет весьма условно, так как все самолеты-торпедоносцы были тихоходны и могли использоваться только в хороших условиях и при хорошей видимости. А значит - их атаки можно было успешно отражать. Однако непосредственно накануне Второй мировой войны обстановка изменилась. С появлением скоростных и хорошо вооруженных самолетов акценты ударной мощи сместились с орудий к авиации. Наиболее дальновидные морские офицеры уже видели эту угрозу, и несомненно, что через несколько лет такое положение стало бы очевидным. Однако эти несколько лет еще должны были пройти. А между тем авианосцы все еще оставались «обеспечивающим» классом кораблей. И только разразившаяся война приблизила прозрение и изменила устоявшиеся принципы.
С началом войны ценность и эффективность авиационного оружия стали очевидны всем. Несомненно, что морское командование приняло бы все меры для сохранения авианосных кораблей, а значит шансы использовать артиллерию в столкновении с противником сводились бы к минимуму. Таким образом, оправдалось бы предсказанное ему название «робкий крейсер» («timid cruiser»)
По опыту Второй мировой войны можно считать, что наиболее эффективно крейсер с авиацией на борту мог бы использоваться в качестве эскортного авианосца, в специальных противолодочных группах, а также в поисковых операциях против надводных рейдеров противника. Его артиллерия, уже в качестве второстепенного вооружения, с большой пользой могла бы пригодиться в конвойных операциях, когда угрозу представляла не только авиация противника, но и надводные корабли -как например, это было в Средиземном море, в Северной Атлантике или в «Мурманских конвоях».
![]() |
Авианосец CV-5 «Yorktown» Военно-морская
авиационная база North Island в Сан Диего. Июнь 1940 года. Ведется погрузка самолетов и транспортных средств перед переходом в Пирл-Харбор. На полетной палубе находятся самолеты разных типов - TBD-1, ВТ-1, SBC-3, F3F-2, F3F-3, SB2U, JRF, J2F и JRS-1. Часть из них входят в состав авиакрыла авианосца, остальные погружены для транспортировки. Самолеты TBD эскадрильи торпедоносцев VT-5 в конце полетной палубы окрашены по экспериментальной схеме камуфляжа, проверявшейся во время военных маневров в соответствии с программой «Fleet Problem XXI». (Официальная фотография U.S. Navy. В собрании U. S. National Archives) |