До 1939 года в Японии было построено только двенадцать охотников за подводными лодками. Во время войны к ним прибавились пятьдесят кораблей типа N.13. а также 203 небольших вспомогательных охотника с деревянным корпусом типа N.1. Последние предназначались для выполнения задач по охране прибрежных вод в Японском море, однако многие из них посылались и на более дальние расстояния, например, до Новой Гвинеи.
ОХОТНИКИ ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ ТИПОВ "N.13" И "N.1"
"N.13" |
"N.1" |
|
Количество построенных единиц |
49 |
203 |
Годы постройки |
1940-1944 |
1940-1944 |
Потоплено в ходе б/действий |
28 |
81 |
Водоизмещение стандартное |
? |
130 тонн |
полное |
460 тонн |
135 тонн |
Длина наибольшая |
51,0 м |
29,20 м |
по ватерлинии |
49,0 м |
? |
между перпендикулярами |
46,5 м |
26,00 м |
Ширина |
6,70 м |
5,67 м |
Осадка |
2,70 м |
2,00 м |
Тип двигателя |
дизели |
дизели |
Количество винтов |
2 |
1 |
Мощность механизмов |
1700 л.с. |
400 л.с. |
Скорость полная |
16 узлов |
11 узлов |
Дальность плавания |
? |
1000(10) миль |
Вооружение (1945) |
1 100-мм ун., 3 25-мм ЗА, 36 ГБ |
1-2 25-мм ЗА, 20-22 ГБ |
Для того, чтобы оценить значение программы строительства эскортных миноносцев и охотников, надо сказать, что было запланировано построить еще сто девять кораблей типа "Mikura", триста кораблей типа "С", двести типа "D". В 1944-45 годах была начата постройка двухсот сторожевиков водоизмещением 250 тонн с деревянным корпусом, из которых только 56 были заложены, а 26 из них успели войти в строй до капитуляции. В эти же годы началась постройка легких конвойных эсминцев с дизельным двигателем, водоизмещением 270-290 тонн и скоростью хода 12-15 узлов Эти корабли могли быть легко приспособлены для перевозки человеко-торпед. Нехватки листового железа заставили построить несколько таких кораблей из дерева. Для Японии, также как и для Англии, безопасность морских сообщений, серьезно угрожаемых со стороны подводных лодок противника, стала основным фактором успешного продолжения войны.
В начале войны японский флот имел один старый броненосец "Tokiwa". переоборудованный в 1922 году в минный заградитель. Он брал на борт 300 больших мин. Имелось четыре подводных минных заградителя I.121 - I.124 (по 42 мины), несколько легких минных заградителей типа "Sokuten" водоизмещением 750 тонн и скоростью хода 20 узлов постройки 1933 года (по 120 мин), а также одиннадцать минзагов типа "Ashizaki" постройки 1911-26 годов (по 120 мин). К этому количеству можно добавить шестьдесят реквизированных торговых судов, большинство которых небольшого тоннажа, и которые были переоборудованы в сетевые заградители. Во время войны планировалось построить новые минзаги типа "Sokuten". но многие из предполагавшихся даже не были заложены. Из двадцати кораблей этого типа, находившихся в строю, из которых два были упрощенной конструкции и оттого менее быстроходны (16 узлов), девять погибли. В 1939-41 годах в строй вступили три минных и сетевых заградителя водоизмещением 1890 тонн и скоростью хода 20 узлов (6000 л.с., две турбины) типа "Hatsutaka", внешне похожие на эсминцы. Они брали на борт 360 мин и 24 стандартных противолодочных сети. В 1942 году были построены четыре вспомогательных минных заградителя водоизмещением 297 тонн (брали на борт по 40 мин). Кроме того в конце войны заканчивались работы по переоборудованию в минный заградитель (на 380 мин) грузового судна "Mindo" стандартного типа "2-D-T" (5200 тонн, 11 узлов). Известно также что корабль "Nisshin". строившийся как минный заградитель и транспорт гидроавиации, позже был использован в качестве корабля базы для карликовых подводных лодок. Когда в конце войны потребовалось приступить к минированию прибрежных вод и в частности Цусимского пролива, к этим работам привлекали минзаг Tokiwa", а также наспех переоборудованное грузовое судно "Eijo Maru".
К 1941 году имелось двадцать быстроходных тральщиков (700-755 тонн, 19-20 узлов) В ходе войны были построены еще 21 тральщик и прибавились также два английских тральщика, захваченных на верфях Гонконга (580 тонн, 15,8 узлов). Из этих кораблей 24 тральщика были потоплены. Быстроходные тральщики по своему водоизмещению и скорости приближались к эскортным кораблям и потому часто использовались в этом качестве, при этом принимая на борт до 36 глубинных бомб. Кроме этих кораблей, с начала декабря 1941 года японцы переоборудовали добрую сотню мелких торговых судов в минные тральщики, а в ходе войны заказали большое количество вспомогательных тральщиков двух типов (222 и 135 тонн), происходящих от траулеров. 135-тонные тральщики были подобны вспомогательным сторожевым кораблям с деревянным корпусом. Все описанные тральщики имели дизельный двигатель.