На 1 декабря 1941 года японский подводный флот состоял из шестидесяти единиц (не считая карликовых подводных лодок): около двух десятков крейсерских подводных лодок; примерно столько же эскадренных типа "Kaidai", которые были меньше по размеру, обладали такой же скоростью, но меньшей дальностью плавания, четыре крупных минных заградителя и десятка полтора лодок среднего водоизмещения; последние - старых проектов и уже отжившие свой век. В отличие от немцев японцы не рассчитывали применять подводный флот против торговых судов. Их дивизионы были подготовлены для ведения боевых действий совместно с надводными кораблями Крейсерские подводные лодки должны были помогать вести разведку. Подводные лодки "Kaidai" были сведены в дивизионы сопровождения основных соединений линейных кораблей и крейсеров. Максимум внимания был уделен тренировкам в плавании в надводном положении лодок так как показатели подводного плавания были посредственны
Строительство подводных лодок в Германии в 1918 году вдохновило японских инженеров. Их первые крейсерские лодки были копиями немецких типа U-139 (во французском флоте "Hallbronn"). а подводные минные заградители были скопированы с немецких подводных лодок типа U-125, переданных Японии в 1920 году. Последние обладали ограниченной скоростью хода и малой маневренностью, что не удовлетворяло японский флот. В 1940 году их снабдили резервуаром с бензином, установленным на палубе для заправки самолетов.
ЯПОНСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
Кол. |
Постройка |
Водоизмещение |
Скорость |
Дополнения |
|
I.1 - I.5 |
5 |
1926-29 |
2135/1790 |
18/8 |
Развитие U.139 (1918), модерн. в 1939-41, установлены новые ТА |
I.6 |
1 |
1932-95 |
2243/ - |
20/7,5 |
Первая японская ПЛ-авианосец |
I.7 и I.8 |
2 |
1936-38 |
2525/ - |
23,8/ - |
I.8 имела 1 ГСП, позже оборудована как штабная лодка |
I.9 - I.11 |
3 |
1937-40 |
2919/4149 |
23,5/8 |
Имели ГСП, оборудованы как штаб |
I.12 |
1 |
1942-44 |
2933/4172 |
18/6,2 |
Корпус подобен I.9 |
Типа I.15 |
20 |
1938-43 |
2581/3653 |
23,6/8 |
Стандартный тип, имели по 1 ГСП |
Типа I.16 |
5 |
1940-41 |
2556/3564 |
23,6/8 |
Подобны I.15, но нет ГСП |
I.40 - I.45 |
6 |
1942-44 |
2624/3699 |
23/8 |
Подобны I.15, меньше дальность хода 11.700 (вместо 12.400) миль |
I.46 - I.48 |
3 |
1942-44 |
2556/3564 |
23,6/8 |
Подобны I.16 |
Типа I.52 |
3 |
1942-44 |
2563/3644 |
17,7/6,5 |
Подобны I.16, дальность пл. 4700 миль |
Типа I.54 |
3 |
1942-44 |
2606/3687 |
17,7/6,5 |
Подобны I.16, дальность пл. 4700 миль |
I.153 - I.160 |
7 |
1927-30 |
1800/2300 |
20/8 |
С 1943 - учебные |
Типа I.161 |
3 |
1929-30 |
1680/2300 |
20/8,5 |
Улучшенный тип I.153 |
I.165 - I.167 |
3 |
1930-32 |
1705/2330 |
20/8,5 |
Подобны I.161, увеличена глубина погружения с 60 до 75 м |
I.168 - I.175 |
8 |
1934-38 |
1785/2440 |
23/8 |
- |
I.176 - I.185 |
10 |
1940-43 |
1833/2602 |
23/8 |
2-х тактн. дизели двойного действия |
(*) Планировалось построить по программе 1942 года 15 лодок типа I.52, по программам 1941-42 годов 18 лодок типа I.54. Но все они так и не были заложены.
(**) Планировалось строительство 46 крупных лодок (2800 тонн) двух типов, но их строительство не начиналось.
Все крейсерские подводные лодки имели одинаковый корпус и один и тот же тип двигателя, но оборудование у них было различное. Многие из них были оснащены таким образом, что могли служить флагманскими кораблями соединений с каютами для штаба и хорошими средствами связи. Одиннадцать из них несли на борту одноместный разведывательный гидросамолет со скоростью 165 км в час и трехчасовой автономностью действия Как правило, этот самолет находился в ангаре цилиндрической формы с толстыми стенками и герметической дверью, расположенном впереди боевой рубки Доступ в ангар был устроен изнутри лодки Самолет взлетал с помощью катапульты, расположенной на носу Лодки, не имеющие ангара, имели торпедное вооружение, и во время внезапных нападений на Пирл-Харбор Сидней и Диего-Суарес именно эти лодки доставили каждая по одной карликовой подводной лодке Крейсерские лодки имели мощное вооружение, состоящее из одного или двух 140-мм орудий, одной-двух спаренных 25-мм зенитных установок, шести-восьми осевых торпедных труб калибром 533 мм и 17-20 торпед. Радиус действия достигал 16-20 тысяч миль при скорости 15-16 узлов.