Версальская мирная конференция (Versailles Peace Conference) и более поздний Рапалльский договор (Rapallo Treaty) 1921 года окончательно определили и установили разграничение территорий Далмации и Истрии между Королевством SCS и Италией. Италия получила всю территорию Истрии вместе с городом Зара с окрестностями и часть территории Далмации, однако большая часть Далмации осталась за Югославией - несмотря на то, что согласно Лондонскому тайному соглашению 1915 года эта территория должна была отойти к Италии. Кроме того, в январе 1924 года Югославии пришлось официально признать итальянскую принадлежность города и порта Фиуме (Rijeka). Всего же за Югославией осталась береговая линия протяженностью около 350 миль, а также примерно шесть сотен прибрежных островов различной площади, однако острова Lagosta (Lastovo) и Pelagosa (Palagruza) были отданы Италии. Эти границы оставались неизменными вплоть до начала Второй мировой войны.
Состав и организация Морских Сил Югославии в течение первых нескольких лет существования подвергались многочисленным изменениям. Среди наиболее важных задач Морского Отдела одной из главных становилась проблема организации личного состава военно-морских сил. В начальный период становления морских сил для работы в учреждениях флота привлекались многие офицеры и специалисты бывшего австро-венгерского флота. К окончанию 1919 года в штате Морского Отдела числились примерно 270 прежних чиновников и офицеров, средний возраст которых колебался в пределах от 25 до 30 лет. Из них 90 процентов были хорватами и словенами, остальные сербы и не славяне - главным образом немцы. Всем им были сохранены прежние звания и ранги. Также в первое время не менялись их обязанности и должностные инструкции.
Первые изменения в организации морских сил Югославии были произведены весной 1920 года. 6 мая 1920 года было распущено существовавшее до того времени Верховное Сербское командование (Serbian Supreme Command). Вместо него был образован Главный Генеральный штаб (Glavni Djeneral Stab), Начальник которого подчинялся непосредственно Министру Армии и Флота (Minister of the Army and Navy). Морской Отдел (Navy Section = Mornaricko Odelenje) впоследствии стал частью Оперативного бюро Генерального штаба (Operations Bureau of the General Staff).
Некоторые изменения были произведены также в ноябре 1920 года, но они не были существенны. В основном утверждались списки личного состава и их должностные обязанности, а также разного рода служебные документы.
23 марта 1923 года была произведена реорганизация югославского Генерального Штаба. Морской Отдел был преобразован в Морскую Секцию (Momaricki Odsek) с расширением задач и полномочий.
Вскоре правительством Югославии был принят первый закон об армии и флоте, который вступил в силу в сентябре 1923 года. Он гласил, что Морские Силы Королевства должны включать (1) флот (2) речную флотилию и (3) военно-морскую авиацию. Наконец, 17 сентября 1923 года было учреждено Военно-Морское Командование (Navy Command = Komanda Momarice) с размещением его в Земуне (Zemun) около Белграда. Организация Командования была произведена за счет разделения функций Морской Секции, которая теперь была ответственна только за административные проблемы. В то время как вопросы боевого использования Морских Сил, управления и эксплуатации боевых единиц флота и всех сопутствующих служб были возложены на Военно-Морское Командование. Такая организация Морских Сил оставалась неизменной до 1929 года.
![]() |
![]() |
Первыми военными кораблями флота Югославии стали суда бывшего Австро-венгерского флота, полученные в начале марта 1921 года. Одним из них был миноносец Т-1, бывший австрийский 76Т. Этот корабль долго оставался в строю и был исключен только в 1959 году. (Фото из коллекции С. W. Beilstein). | Австрийский миноносец «Kaiman» (вся серия построена в 1905-1909 годах) (210 тонн; 3000 SHP=25 узлов, 4 - 57-мм орудия, 3 торпедных аппарата) |
![]() |
![]() |
Австрийский броненосец береговой обороны "Kronprinz Erzherzog Rudolf" (построен 1887год) - в югославском флоте "Kumbor" (6900 тонн; 2 пар. машины, 10 котлов, 2 винта; 6500 SHP=16 узлов (в форсир. режиме), реально не более 13,5 узлов; 3 - 305-мм/35 орудия (2 носовых побортно, 1 в корме) и 6 - 120-мм/35 орудий; пояс 10-12-дм.; палуба - 2-дм.; барбеты - 10 дм.) | Австрийский миноносец типа «Schihau» (вся серия построена в 1886-1892 годах) (78 тонн; 900-1000 SHP=19 узлов, 2 - 37-мм орудия, 2 - 356-мм торпедных аппарата) |