Оглавление

Первая программа пополнения флота, составленная и рассмотренная в 1922 году, включала 24 эскадренных миноносца, 24 подводные лодки, большое число минных заградителей и гидросамолетов. В комментариях отмечалось, что цифры приведены приблизительные, что достаточно ясно говорило об отсутствии какой-либо продуманной военной доктрины. Как таковая, программа оказалась оторвана от реальности - чрезмерно честолюбивая и неизмеримо завышенная по отношению к финансово-экономическим и промышленным возможностям молодой и неокрепшей страны, которая не была способна ни обслуживать, ни тем более построить затребованные корабли. Естественно, что ни один из этих планов не был осуществлен и даже не принимался к сведению. К концу 1923 года флот Королевства сербов, хорватов и словен состоял из следующих кораблей 4:
-  Восемь 250-тонных океанских миноносцев Т.1 - Т.8 (бывшие австрийские 76Т, 77Т, 78Т, 79Т, 87F, 95F, 96F, 97F).
-  Четыре 210-тонных океанских миноносца Т.9 - Т.12 (бывшие австрийские 60Т, 61Т, 69Т, 69F).
-  Шесть 550-тонных минных тендеров типа "Galeb".
-  Четыре минных тральщика типа "Schichau" D.1 - D.4 (бывшие австрийские миноносцы No 21, 36, 38 и 19).
-  Один водолей "Perun" (бывший "Cyclop").
-  Две яхты "Vila" (бывшая "Dalmat") и "Lada" (бывшая "Quarnero").
-  326-тонное учебное судно "Vila Velebita".
-  Одно спасательное судно "Mocni" (бывший "Gigant").
-  Четыре буксира.

Некоторое количество доставшихся Югославии старых кораблей бывшего австро-венгерского флота были сданы на слом после нескольких лет чисто номинального нахождения в боевом строю. В 1922 году был продан на слом старый броненосец береговой обороны "Kumbor" (бывший "Erzherzog Kronprinz Rudolf). В 1924 году было объявлено об исключении из списков флота всех минных тральщиков, кроме одного (D.2, бывший миноносец No.36). Примерно тогда же исключены и пошли на слом четыре старых вспомогательных судна (hulk) "Skradin" (бывший "Aurora"), "Sibenik" (бывший "Donau"), "Zlarin" (бывший "Frundsberg") и "Tivat" (бывший "Kaiser Max").

YuFl1841006.jpg YuFl1841007.jpg
Австрийский монитор «Koros» на Дунае (построен в 1892 году; верфь «Schonischen & Hartman Shipyards» в Будапеште) (448 тонн; пар. машины, 2 винта; 1200 SHP= 10 узлов; 2 - 120-мм/35 и 2 -70-мм/42 орудия, 2 пулемета; броня: пояс 50 мм, каземат 75 мм, палуба 19 мм железа + 90 мм дерева)
YuFl1841008.jpg
Австрийский монитор «Bodrog» (нестроен в 1906 году, верфь «Danubius Schonischen & Hartman Shipyards» в Будапеште) (440 тонн; пар. машины; 1400 SHP=13 узлов; 2 - 120-мм/35 орудия и 1 - 120-мм мортира, 2 пулемета; броня: пояс 40 мм, башни 75 мм, палуба 25 мм) Миноносец «Т-8» (бывший 97F- 1913 год; nocmp. «Granz-Danubius Co., Porte Re» в Fiume) (266 тонн; пар. турбины, 2 котла, 2 винта; 5000 SHP=20 узлов, 2 - 66-мм орудия, 1 пулемет, 2 двухтрубных 457-мм торпедных аппарата)

Речная флотилия включала четыре монитора "Vardar" (бывший "Bosna"), "Drava" (бывший "Enns"), "Sava" (бывший "Bodrog") и "Morava" (бывший "Koros"), два 25-35-тонных моторных патрульных судна (V.1 и V.2) и три речных буксира.

Личный состав югославских Морских Сил в 1922 году включал приблизительно 3 тысячи человек, в том числе 124 офицера 5. Уменьшение числа офицеров по сравнению с 1919 годом объяснялось добровольным увольнением многих служащих, разочаровавшихся и разуверившихся в реальности морской службы в Югославии.

Частично некомплект офицеров в 1921 году был восполнен первым выпуском Белградской военной Академии в составе 20 молодых дипломированных лейтенантов. После прохождения однолетней практики на борту минного тральщика и совершения учебных плаваний, 12 из них были присвоены звания мичманов флота (энсин (ensign) = porucnik korvete). Еще один выпуск офицеров флот получил в следующем году. В 1923 году началось трехлетнее обучение первого класса из 40 гардемарин в только что созданной Военно-морской Академии в Грузе (Gruz) около Дубровника (Dubrovnik). Для следующих классов гардемаринов были установлены ограничения - возраст в пределах 17-20 лет, дипломированное среднее образование или перевод из навигационной школы. Для обучения в Военно-морской Академии поступающие должны были пройти сложный вступительный экзамен. Известно, что после 1923 года для поступления в Академию претендовали 80-90 человек на 20-25 имеющихся вакансий, из которых не более 15 в будущем могли получить звание мичмана флота (porucnik korvete). По регламенту офицеры были обязаны отслужить на флоте 6 лет в активной службе, после чего они могли либо выбрать дальнейшую карьеру военного моряка с продвижением в званиях и по службе, либо уволиться в запас.

Оглавление