Оглавление

Для подготовки флотских старшин (petty officers) была организована кадетская школа с двухлетним обучением. Для нее на полуострове Мандалина (Mandalina) в Сибенике (Sibenik) были построены специальные классы и казармы. А в Кимборе (Kumbor, залив Cattaro) была организована школа машинистов. В кадеты этих школ брали юношей 16-19-летнего возраста с полным образованием 8-летней обычной школы. Требования были чрезвычайно высоки, особенно жесткий отбор проводился для школы машинистов.

Минно-торпедное дело изучалось в специальных классах подводного оружия (Underwater Weapons Command) в Дженовиче (Djenovich). Там же имелась контрольная минно-торпедная станция для практических занятий, а также для испытания боеприпасов. Школа артиллеристов была открыта в Мельчине (Meljine, залив Cattaro). Радистов и сигнальщиков готовили на главной береговой радиостанции флота в Сибенике. Помимо этого, там же, в Сибенике имелся учебный центр для подготовки матросов и специалистов флота других специальностей.

Одновременно с подготовкой личного состава проводились мероприятия по восстановлению и ремонту береговых укреплений и мест базирования, унаследованных от австро-венгерского флота. Прежняя военно-морская верфь в Тивате (залив Cattaro) - бывший филиал верфи базы Пола, известный как "Arsenal", - был сильно расширен и обустроен для того, чтобы иметь возможность производить ремонт и перестройку больших военных кораблей. Были приобретены два плавучих дока - один 2000-тонный и один 7000-тонной. В Тивате на верфи была образована школа для обучения рабочим специальностям для верфи, а также водолазная школа. Были построены специальные склады и хранилища, непосредственно подчиненные в зависимости от профиля либо "Арсеналу", либо местам базирования флота. Управление ими было централизовано и сконцентрировано в руках специально назначенного комиссара.

Помимо этого была оказана помощь из госбюджета для расширения частной верфи "Yarrows Adriatic Works" в Кралевиче (Kraljevica), которая увеличила свои возможности закупкой 2000-тонного плавучего дока. В Сплите был построен филиал французской судостроительной верфи "Chantier de Loire" (Сен-Назер), который также имел два плавучих дока - на 1800 и 8000 тонн вместимости.

Мониторы и другие суда Дунайской флотилии обычно ремонтировались на новой верфи в Нови Сад (Novi Sad), которая являлась филиалом "Арсенала". Но модернизации и перестройки для Дунайской флотилии проводились в Смедерово (Smederevo) на речной верфи "Sartid Works".

ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ (1923-1929)

В течение первых нескольких лет после 1923 года развитие Морских Сил Югославии шло медленными темпами, хотя, казалось бы, выгодное в морском отношении географическое положение страны должно было благоприятствовать его бурному росту. Такая ситуация объяснялась множеством причин, и прежде всего трудным финансовым положением Королевства в первые годы после объединения. Не менее важным неблагоприятным фактором было то, что военный флот не пользовался популярностью у большинства высокопоставленных чиновников правительства Югославии, более склонных к береговому образу жизни и мышления и не понимавших важности флота для своей страны. Не получил военный флот содействия и со стороны гражданского населения, хотя одним из первых шагов Морской Секции по популяризации флота было создание общественной организации (Лиги) "Морская Стража" ("Jadranska Straza"), со стороны которой флот ожидал хорошую поддержку, но на первых порах не получил ее. В этом отношении действия Лиги были сравнительно похожи с такой же "Австрийской флотской Лигой" ("Austrian Flottenverein"). Имелись и иные противоречия. В частности, основные посты в сухопутной армии занимали сербские генералы. Они считали флот немаловажным подспорьем как в случае военных действий, так и в мирной политике, но, тем не менее, не хотели урезать от себя требовавшийся для флота немалый "куш" из бюджетных ассигнований на военные нужды. Такое отношение к флоту ясно видно при рассмотрении бюджета, например, 1922/23 годов. Доля флота в предстоящих военных расходах Югославии определялась всего приблизительно в 76 миллионов динаров, в то время как армии предназначались 1,05 миллиардов 6.

YuFl1841009.jpg YuFl1841010.jpg
Минный тендер (Tenderi minopolagaci) «Galeb», построенный как тральщик М-100 для немецкого флота. Шесть судов этого класса, постройки 1918-1919 годов, были проданы Югославии 20 июля 1921. Все они 17 апреля 1941 года были захвачены итальянцами - «Galeb», «Labud», «Orao» и «Sokol» - в Сплите, a «Jastreb» и «Kobac » - в Каттаро. В итальянском флоте они были переименованы (соответственно) в «Selve», «Oriole», «Vergada», «Eso», «Zirena» и «Unie». Все погибли во время войны.

(Дата этой фотографии неизвестна. Фотография из коллекции Бара, Франция (Marius Bar)

Яхта «Vila» (ранее «Dalmat»; построена в 1896 году) (230 тонн; 325 НР=12 узлов). Официальное фото 1931 года. В 1941 году была захвачена итальянцами и переименована в «Fata». В 1945 году судно возвращено флоту Югославии.
  

YuFl1841011.jpg

Крейсер «Dalmacija» (бывший немецкий «Niobe»), приобретенный Югославией в 1926 году. Тулон. 1930 год. 17 апреля 1941 года крейсер был захвачен итальянцами в Каттаро и переименован в «Cattaro». Фото из собрания Бара, Тулон (Marius Bar)

Оглавление