Оглавление

YuFl1841030.jpg

Подводная лодка «Smeli» вскоре после готовности. Фотография из собрания Бара, Франция (Marius Bar)

Вторую категорию составляли "профессиональные" офицеры (strucni oficiri), то есть офицеры-специалисты и наемные инженеры-моряки, уравненные по соответствующему рангу. В свою очередь их разделяли в зависимости от профессиональной деятельности: (1) экономическое (2) медицинское и (3) техническое. Причем, последнее также разделялось на три направления - инженеры, механики или машинисты, и технические чиновники. Инженерами могли стать дипломированные специалисты, окончившие специальные учебные заведения с морским уклоном, а также младшие по рангу офицеры, в течение последних двух лет службы показавшие исключительные способности в том или ином виде службы. Механики в зависимости от специализации определялись для обслуживания либо двигательных механизмов, либо электрических машин. Ими могли стать специалисты, имевшие как минимум 9-летний стаж с положительными оценками и удовлетворяющие определенным условиям по возрасту и служебному положению.

Продвижение офицеров по службе во флоте Югославии было почти одинаково со службой в прежнем австро-венгерском флоте. Период службы для повышения в звании для линейных офицеров составлял от трех до пяти лет. И таким образом, для присвоения звания капитана 3-го ранга (Commander) требовалась выслуга в 14 лет, а контр-адмирала - еще 12 лет. Мичману флота («Porucnik korvete» = ensign) для продвижения в звании к лейтенанту необходимо было получить свидетельство, квалифицирующее его как умелого специалиста-моряка (среди моряков британского флота такое свидетельство называют "all-weather" watch duty" - то есть способный к "всепогодной" вахте). Получив звание лейтенанта офицер должен был закончить один из шести курсов на специальность - артиллерийский, морской авиации, подводного плавания, минный, торпедный или связи. Причем, офицер, успешно окончивший курс связи мог получить шанс попасть на специальный курс повышения квалификации с обучением в Париже.

Старшинский состав флота (в британском флоте - petty officer) пополнялся двумя путями - либо из числа матросов и капралов, хорошо зарекомендовавших себя, либо после окончания специальной школы.

В матросы призывались юноши в возрасте от 21 до 25 лет, срок службы определялся в 24 месяца. После 8 месяцев активной службы или после окончания учебных курсов матрос мог получить звание капрала (kaplar). Прослужив еще 12 месяцев по полученной специальности, капрал мог стать сержантом (mornaricki podnarednik). Звание сержанта также можно было получить после окончания учебных курсов (по вольному найму) или после прослушивания программы старшинской школы (так называемый уровень "В" при подготовке старшин флота).

Практическое военно-морское обучение в морских силах Югославии проводились как правило при зачислении на корабли активной эскадры. Как и в старом австро-венгерском флоте, учебный год делился на летние и зимние обучающие периоды. Обычно все корабли флота считались в активном действии, за исключением Дунайской флотилии, корабли которой зимой выводились из кампании. Однако из-за постоянной проблемы с ремонтами и отсутствием запасных частей, только 50-60 процентов корабельного состава были постоянно боеготовыми.

YuFl1841031.jpg

Патрульный корабль «Belt Orao» в 1940 году. Официальная фотография. Построен в Триесте (Сан-Марко) верфью «С. R. dell Adriatico». В 1941 году захвачен итальянцами и переименована в «Zagrabia». В 1945 году судно возвращено Югославии.

В предвоенный период югославские корабли совершили несколько весьма дальних плаваний. Большие надводные корабли посещали крупные средиземноморские порты, включая Мальту и Бизерту, подводные лодки довольно часто заходили в гавани Греции, Мальты и Южной Франции. Учебное судно "Jadran" с кадетами совершило ряд плаваний по Средиземному морю и за его пределами, а в 1939 году посетило порты Западной Европы и заходило в Балтийское море. Соответственно, нередко порты Югославии посещались и многими иностранными кораблями, включая линкоры и даже авианосцы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1941 флот Югославии, несмотря на значительный прогресс в своем развитии с 1918 года, тем не менее, представлял незначительную силу. Основными причинами такой ситуации можно определенно назвать сравнительно небольшое финансирование его из-за преобладающих позиций армии в общей схеме вооруженных сил страны, недостаток внимания к флоту со стороны высоких должностных лиц, по большей части невежественных в военных и морских вопросах, а также отсутствие хорошей общественной поддержки со стороны населения. По своему состоянию его сравнивали с австрийским флотом до 1904 года, когда он являлся "пасынком" сухопутной армии, и не был самостоятельной единицей вооруженных сил, способной вносить эффективный вклад в дело защиты границ страны.

Организация флота во многих отношениях сохранила стиль прежнего австро-венгерского флота. Это особенно отмечалось в штатах мирного времени, планах развертывания в начале войны и системе обучения и подготовки личного состава. Интересно отметить передовую позицию югославского флота перед многими иностранными флотами в отношении военно-морской авиации - морское командование сразу оценило важность создания собственных воздушных сил, а не привлечения их от воздушных сил армии. И в тоже время, большим недостатком стало подчинение береговой системы наблюдения и связи соответствующим территориальным командованиям, а не создание отдельной службы наблюдения и связи. Как показал опыт войны в апреле 1941 года, эта система не оправдала себя. Неудовлетворительно показала себя и схема защиты побережья, когда ответственность за береговую оборону возлагалась на специальные Командование соединений морской пехоты (Seaman Corps Command) и Командование станций подводного оружия (Underwater Weapon Command). Следует отметить, что в австро-венгерском флоте существовала более эффективная система создания отдельных территориальных береговых командований, на которые и возлагалась защита побережья.

Оглавление

Hosted by uCoz