Семен Федосеев
AIFV
В 1967 г. армия США, заинтересовавшаяся темой боевой машины пехоты (о долгих работах над БМП в США «ТиВ» уже рассказывал), заключила контракт с фирмой «Фуд Машинери энд Кемикл Корпорэйшн» (FMC) на разработку опытной машины на базе узлов и агрегатов уже выпускавшегося в больших количествах бронетранспортера М113. Технологичность и дешевизна базового БТР внушали надежду на быстрое получение относительно недорогой в производстве и эксплуатации БМП.
|
|
БMП AIFV. |
Итальянская БМП VCC-1 на базе PIM113A1. |
И действительно, в конструкции созданной фирмой БМП ХМ765 было использовано около 90% узлов и агрегатов М113А1, а также узлы самоходных гаубиц M109 и M110. По сравнению с БТР, были изменены форма и размеры корпуса, выполненного из алюминиевого сплава, лобовая часть и борта усилены стальными бронеплитами, верхние бортовые листы в районе десантного отделения получили наклон и установки для оружия десанта (по две на борт) со смотровыми блоками. В башне монтировалась 20-мм автоматическая пушка M139. Была усилена торсионная подвеска ходовой части. В 1970 г. ХМ765 прошла испытания на Абердинском полигоне, в Форт-Beйнинге, а также в Корее.
В том же 1970 г. FMC представила и более дешевый вариант - усовершенствованный M113А1 под обозначением PIM113A1 с открыто установленной пушкой M139 на турели с дистанционным управлением. Количество установок десанта - по две на борт и одна в корме. Этот БТР имел массу 12,7 т, вместимость 12 человек, дизельный двигатель 6V53T с турбонаддувом мощностью 260 л.с. и гидромеханическую трансмиссию ТХ1001А «Алиссон.», скорость 64,4 км/ч (на плаву 6 км/ч), удельное давление на грунт 0,62 кг/см2.
PIM113A1 выглядел более традиционно, представляя собой нечто среднее между «боевым такси» и легкой боевой машиной пехоты. Он испытывался в США, Бельгии, Дании, Италии. Итальянская «ОТО-Мелара» на его базе построила свою БМП VCC-1 весом 11,7 т. Модификации PIM113A1 с 12,7-мм пулеметом на бронированной турели в разных вариантах состоят ныне на вооружении в Южной Корее (более 1000 машин под обозначением KIFV) и Малайзии (42 машины) - малазийские машины использовались в составе сил ООН в Боснии и Герцеговине.
Работы над ХМ765 были фактически прерваны с окончанием войны во Вьетнаме в 1973 г., когда Конгресс США резко сократил расходы на новые разработки для армии. FMC представила на рынок модификацию ХМ765, получившую обозначение AIFV (Armored , Infantry Fighting Vehicle).
AIFV имеет стандартную схему компоновки с расположением моторно-трансмиссионного отделения впереди справа, местом механика-водителя слева от МТО, установкой основного вооружения во вращающейся башне, десантным отделением в кормовой части. Одноместная башня смещена от продольной оси машины к правому борту. В башне оборудовано рабочее место наводчика. Крышка его люка открывается назад, справа и слева от нее установлено по два призматических смотровых блока М27. Перед люком механика-водителя с откидной вправо крышкой находятся четыре таких же блока, один из которых может заменяться на бесподсветный (пассивный) ПНВ. Позади механика-водителя расположено место командира машины с отдельным люком, вокруг которого установлено пять перископических приборов, из них четыре призматических смотровых блока М17 и один прибор наблюдения М20А1 с 1- и 6-кратным увеличением, что должно обеспечить командиру максимально возможный обзор изнутри машины.
Один боец десанта сидит слева от башни лицом к корме, остальные шесть - в десантном отделении по три в ряд лицом к бортам. Высадка производится через кормовую аппарель с силовым приводом. В левой части аппарели выполнена дверь. В крыше десантного отделения находится большой люк с откидной крышкой.
Основным вооружением базовой модели AIFV стала 25-мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с внешним приводом автоматики и двухленточным питанием, аналогичная принятой для М2 «Брэдли». Из 324 выстрелов боекомплекта 180 готовы к стрельбе и 144 находятся в укладке. Слева от пушки находится крепление для спаренного 7,62-мм пулемета, причем может устанавливаться любой танковый пулемет под стандартный 7,62-мм патрон НАТО - проявление экспортного характера машины. Из 1840 патронов боекомплекта готовы к стрельбе только 230, остальные размещены в укладке в корпусе. Вооружение стабилизировано. Наводчик пользуется комбинированным прицелом, дневная ветвь которого имеет кратность усиления 2х и 6х, а ночная - 6х. При необходимости прицел может использоваться в качестве зенитного. В каждом борту десантного отделения имеется по две установки (амбразуры) для оружия десанта, еще одна установка смонтирована в кормовой аппарели. Над установками смонтированы призматические смотровые блоки: над бортовыми - M17, над кормовой - М27.
Малазийские БМП KIFV принимали участие в миротворческой миссии ООН на территории бывшей Югославии.