Многие военные специалисты в ряде стран считают, что основное назначение тяжелых БМП (БМПТ, ДПМ и т.д.), это защита своих танков от всех видов оружия, которые могут нанести танкам повреждения, выводящие их из боя. Это или полное уничтожение танка (безвозвратные потери), или лишение танка возможности вести бой вследствие гибели или тяжелых ранений членов экипажа, потери подвижности из-за повреждения ходовой части или моторной установки, выхода из строя вооружения, полного расхода всех видов боеприпасов и т.д. Но такие машины через некоторое время после восстановления могут снова принимать участие в боях.
Какие виды современного оружия наиболее опасны для танков?
Их очень много, и каждое из них не так просто заранее обнаружить, чтобы постараться уничтожить и не получить тяжкие повреждения от них. Именно многочисленность и эффективность этих средств вынуждает думать о бронированных машинах сопровождения или поддержки танков.
Средства борьбы с танками можно разбить, как известно, на две группы. Более многочисленна группа наземных средств (танки и САУ, артиллерийские системы различных калибров, ручные противотанковые гранатометы и возимые противотанковые ракетные системы на разных транспортных средствах, многочисленные и разнообразные мины). Вторая группа противотанковых средств эффективно угрожает танкам и другим бронированным машинам с воздуха. Это в первую очередь вертолеты с противотанковыми ракетными комплексами, а затем штурмовики-бомбардировщики со своими видами оружия (ракеты, бомбы и др.).
Бороться танкам в гордом одиночестве со всеми этими видами оружия невозможно, слишком большие потери будут у танков после такого противостояния. Поэтому появление боевых машин сопровождения танков оправдано, поскольку они должны освободить экипажи танков от части боевых задач. Каких? Это отдельный вопрос, над которым следует задуматься.
Некоторые считают, что главной задачей боевых машин сопровождения танков в периоды наступления на подготовленную оборону противника должна стать борьба с ручными и расположенными на транспортных машинах ПТРК. Другие полагают, что, кроме того, эти машины и находящиеся в них пехотинцы (стрелки) должны очищать захваченные районы обороны от остатков подразделений противника, уничтожая сохранившиеся огневые точки.
![]() |
![]() |
дозорно-патрульная машина ДПМ |
тяжелый бронетранспортер БТР-Т |
Следует также обсудить вопрос о соотношении количества машин поддержки танков и самих танков. Скажем, например, на один танк должно приходиться две машины поддержки танков, или один танк должен иметь одну машину поддержки. Возможно, должна быть изменена структура танковых подразделений. Например, танковый взвод должен состоять из двух танков и двух или четырех машин поддержки. Такие смешанные подразделения будут обладать, на мой взгляд, более высокими боевыми возможностями из-за слаженности экипажей танков и машин поддержки по сравнению с тем вариантом, когда танкам будут придаваться каждый раз новые машины поддержки с другими экипажами.
В обеспечении подвижности танка огромную роль играет живучесть его ходовой части. Повреждение даже одной гусеничной цепи останавливает танк со всеми негативными последствиями. Поэтому нужно обратить серьезное внимание на повышение надежности и живучести ходовой части танков, да и других боевых машин.
Это можно сделать за счет некоторого усложнения конструкции ходовой части. Например, сделать ходовую часть не из двух гусениц, а из четырех, по две на каждом борту. В этом случае повреждение одной гусеницы не приведет к остановке танка. Можно выполнить ходовую часть танка колесно-гусеничной по типу "объекта 19" (см. журнал «ТиВ» №7 за 2000 г.) И в этом случае повреждение одного-двух колес или дополнительной гусеницы не вызовет остановки танка.
Наконец, следует серьезно подумать о создании двухзвенных танков (см. статьи Р. Уланова в журналах «ТиВ» №9 за 1999 г.и №5 за 2002 г.), которые могут привести к появлению совершенно необычных боевых машин, обладающих повышенными боевыми свойствами в сочетании с высочайшей проходимостью и подвижностью. Часть таких двухзвенных машин, созданных на базе двухзвенных танков, могут выполнять функции машин сопровождения или поддержки танков, имея другое вооружение и необходимый по количеству десант. Кроме того, эти машины могут перевозить, подвозить и передавать танкам боеприпасы по сигналам экипажей. В настоящее время для пополнения боезапаса танки должны выходить из боя и направляться в места, где они могут получить запас снарядов и патронов.