Предыдущая Оглавление Следующая

Второе немаловажное преимущество заключалось в практически полном отсутствии звуков выстрела. Благодаря этому пневматические пушки в среде матросов получили неофициальное прозвище «пушки-хлопушки», а сам процесс стрельбы - «величественные звуки кашля великана». Крейсер мог ночью скрытно подходить практически под самые орудия противника, и, неслышно выпустив снаряды, быстро уйти.

Третье преимущество вытекает из того факта, что, по сути дела, пневматические орудия таковыми не были. Правильней их было бы назвать пневматическими минометами. Если угол возвышения орудия составлял 18 град., то угол падения обычно был около 25 град. А это уже гаубичные углы! Жалинскому надо было бы пойти еще дальше - увеличить угол возвышения до 30-60 град., и он получил бы первый в мире миномет за десять-пятнадцать лет до Порт-Артура. Подобное оружие было бы просто незаменимо для операции против берега, подобной, скажем, бомбардировке Александрии. Англичане, выпустив 3198 снарядов, из которых 1731 были калибром свыше 180-мм, добились весьма скромных результатов (как шутят многие историки, прекратили огонь только потому, что на Средиземном море закончились снаряды). Хотя береговые батареи прекратили огонь, главной своей задачи - ликвидации системы обороны Александрии, английский флот не выполнил. Почти все попавшие снаряды взрывались от удара о брустверы, так что открытые сверху египетские форты практически не пострадали. В подобных  бомбардировках любой миномет или даже гаубица показали бы просто великолепные результаты.

Поэтому отношение к новой единице было далеко не однозначным. Одни полагали, что беззащитный и неповоротливый крейсер может стать легкой добычей противника, тогда как другие, помня о превосходных свойствах динамитной пушки, почитали корабль чуть ли не как «чудо-оружие».

Также далеко не однозначным было и общественное мнение. Поначалу тот факт, что «Везувиус» является единственным кораблем этого типа в мире, был предметом гордости американцев. Пресса видела в крейсере символ восстановления флота. Еще бы, ведь американцы обладали сильнейшим и самым быстроходным кораблем в мире! В фантазии журналистов маленькое небронированное судно, каковым был «Везувиус», лихо расправлялось с эскадрами броненосцев. Как-то раз газеты опубликовали замечание, что он способен нанести сокрушительный удар по... итальянскому флоту, если Италия попытается вмешаться в американскую политику. Появилась даже повесть «Динамитный крейсер». Во время своих плаваний в 1890-х гг. «Везувиус» неизменно вызывал громадный интерес публики во всех посещаемых им портах.

Позднее, когда стали видны все слабые места этого вида оружия, в корабле стали видеть лишь дорогостоящую ошибку. В газетах даже иронично назвали «Везувиус» «памятником готовности американского флота к экспериментам».

В большинстве работ по «Везувиусу» его боевые возможности оцениваются по вооружению. Это не совсем корректно, так как судно, кроме динамитных орудий, имело много других проблем, которые также бросали тень на крейсер, как новый вид оружия. Это прежде всего описанные выше проблемы с мореходностью и маневренностью.

Лучше на роль экспериментального динамитного корабля подошло бы судно с большим водоизмещением (как более устойчивая платформа) и с меньшей скоростью (21 узел был явным перебором, для него хватило бы 14-16, то есть скорости тогдашних американских броненосцев). Также напрашивалась идея установки поворотного орудия, которое можно было бы наводить и по азимуту, и по дальности, а потому стрелять как из обычной пушки.

Все это вместе привело к тому, что проект динамитных крейсеров в итоге был признан неудачным, и от строительства подобных кораблей в дальнейшем отказались. Но корабль, на котором все эти дефекты оказались в большей или меньшей степени устранены, все-таки появился. Чтобы не травмировать американских налогоплательщиков очередным «прожектом», он был тут же уступлен Бразилии.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ КРЕЙСЕР «НИТЕРОЙ»

Обычно, говоря о крейсерах с динамитными пушками, авторы упоминают лишь «Везувиус», замечая при этом, что второй корабль построен не был. Но, тем не менее, было еще одно судно, вооруженное орудием Жалинского, правда, служило оно в бразильском флоте.

В 1892 г. судостроительная фирма «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док Ко» («Newport News Shipbuilding and Dry Dock С») в Ньюпорт-Ньюсе (шт. Вирджиния) для нужд пароходной компании Моргана спустила на воду пароход «Эль Сид». Но в 1893 г. в Бразилии началась гражданская война, и правительство САСШ решило оказать помощь настроенному проамерикански маршалу Пейхото, уступив ему несколько кораблей. Поэтому спустя всего шесть месяцев после ввода в строй «Эль Сид» был продан Бразилии и подвергся переделке во вспомогательный крейсер. Сравнительная характеристика обоих крейсеров приведена в таблице, в начале статьи. Бразильский корабль был как раз большего водоизмещения и меньшей скорости.

DinWp027.jpg

Вспомогательный крейсер «Нитерой» (реконструкция Н. Митюкова)

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz