Вооружение
Основное вооружение лодки состояло из торпедного аппарата и 203-мм динамитного орудия. В рапортах, касающихся ранних периодов службы лодки, упоминалась также некая «воздушная торпеда». Однако во время большой модернизации в 1898-1899 гг. «приспособление для пуска воздушных торпед» демонтировали, а поскольку не сохранилось никаких документов, можно только примерно судить о его устройстве. Приспособление располагалось над двигательным отсеком и было ориентировано для стрельбы в корму. И, по-видимому, эта «минная пушка» представляла собой модификацию пневматического орудия в виде обычного гарпуна, который предполагалось вместе с небольшим зарядом воткнуть в днище проплывающего сверху корабля.
Торпедный аппарат располагался под динамитной пушкой в носовом отсеке. Он был стандартной конструкции для стрельбы самодвижущимися минами Уайтхеда калибром 450 мм. Наружное отверстие аппарата находилось в метре под ватерлинией. При стрельбе крышка аппарата поднималась на шарнирах вверх, в качестве привода крышки использовалась червячная передача. Для обеспечения водонепроницаемости в закрытом положении по периметру крышки располагалась резиновая прокладка.
Торпеда выбрасывалась под действием сжатого до давления 3,4 атм. воздуха. После стрельбы в полость аппарата вторично подавался воздух под избыточным давлением 0,68 атм. для удаления воды. Для компенсации веса торпеды после выстрела в специальные цистерны принималось эквивалентное количество воды.
![]() |
![]() |
1900 г. «Голланд» в доке. | 1900 г. «Голланд» в доке, у носа лодки ее командир - лейтенант Г. Колдвелл |
|
|
Лодка - материальная часть военно-морского училища (Аннаполис), примерно 1901 г. На заднем плане слева монитор типа «Арканзас», справа - монитор «Террор» |
|
![]() |
![]() |
Бруклинская верфь, май 1898 г. Обратите внимание - на лодке ее оригинальный винт |
Верфь Морриса Хейга, Гарлем, Нью-Йорк. Весна 1899 г. На лодке установлен второй вариант винта |
Боезапас составлял три торпеды, хранившихся также в носовом отсеке сбоку от аппаратов. Погрузка боезапаса осуществлялась через торпедный аппарат на специальном деревянном приспособлении. После того, как торпеда заходила в аппарат, закрывалась крышка и происходило откачивание воды. Затем торпеда вынималась уже изнутри и переносилась на стеллаж.
Торпеды Уайтхеда Мк I оснащались трехцилиндровым двигателем, работавшим на сжатом воздухе, содержавшемся в специальных теплоизолированных резервуарах (максимальное давление 92 атм.). Заправка сжатым воздухом происходила непосредственно перед выстрелом. Заряд торпеды — 53,5 кг (118 ф.) пироксилина. Дальность в 800 ярдов торпеда проходила со средней скоростью 26,5 уз.
Интересно отметить, что лодка была настолько маленькой, что даже передвижение отдельных людей по ней могло привести к появлению дифферента. Так что для перезарядки торпеды требовалось положить лодку на грунт. После успешных ходовых испытаний, в апреле 1898 г., флот обеспечил «Голланд Торпедо бот компани» двумя практическими торпедами (без боеголовок) и обучил обращению с ними личный состав. И в дальнейшем экипаж лодки мог практиковаться с торпедным аппаратом. Совершенно иная ситуация сложилась с динамитным орудием.
Пневматическое орудие системы Голланда представляло собой продукт модернизации конструкции Жалинского.
Теоретически применение пушки на подводной лодке видится вполне логичным. Лодка в подводном положении подкрадывается к базе противника, всплывает, стреляет и быстро уходит на спасительную глубину. Волнения командования, которые имели место при походе «Везувиуса» к Сантьяго, что его, совершенно беззащитного, могут потопить испанцы, в данном случае просто исключались. К моменту спуска лодки на воду стала понятна полная бесперспективность пневматической артиллерии.
Тем не менее, Голланд устанавливает на лодке пушку своей конструкции. Правительство интереса к уже дискредитировавшей себя идее не проявило, так что все время службы орудие стояло на лодке ненужным балластом.