![]() |
![]() |
Сочлененный колесный 4x4 транспортер ХМ437 |
Сочлененный колесный 4x4 автомобиль ХМ520 |
![]() |
![]() |
Сочлененная колесная 4x4 автоцистерна ХМ438Е1 |
Сочлененный двухзвенный 4x4 автомобиль ХМ437Е1 |
Главные передачи планетарного типа размещаются непосредственно в колесах, в них же устанавливаются дисковые (по три диска) тормозные механизмы с пневматическим приводом. На длительных спусках в качестве дополнительной тормозной системы может использоваться основной генератор.
Упругих элементов подвески ХМ437 не имеет, поскольку колеса жестко крепятся к корпусным элементам. Единственным упругим элементом являются резиновые шины с низким внутренним давлением воздуха, деформация которых смягчает удары о неровности грунта.
Способ поворота автомобилей типа Goer позволил устанавливать на них колеса очень больших размеров, что увеличило дорожный просвет и повысило сцепление шин с грунтом. На автомобилях ХМ437 и ХМ438 устанавливались 16-ти слойные шины размером 29,5х25 (диаметр больше двух метров) с внутренним давлением воздуха 1,75 кг/см2. При таких шинах дорожный просвет составлял 7б2 мм, но радиус продольной проходимости из-за большой колесной базы (7,3 м) оказался слишком большим при преодолении твердых вертикальных препятствий, вследствие чего эти машины застревали.
В ходе испытаний было установлено, что сочлененные машины типа Goer имеют достаточно высокую проходимость, более высокие средние скорости движения по плохим дорогам и меньшие затраты мощности на передвижения, чем автомобили с обычными способами управления. Другим положительным фактором использования схемы Goer является возможность уменьшить жесткость корпусных элементов по отношению к закручивающим усилиям вследствие того, что передняя секция может поворачиваться в поперечной вертикальной плоскости относительно задней. Благодаря этому масса рамы и всего автомобиля в целом может быть значительно снижена, а полезная грузоподъемность увеличена.
Собственная снаряженная масса ХМ437 составляет 14515 кг, из них 10130 кг приходится на массу передней секции (тягача) и 4377 кг - на массу задней секции (полуприцепа). Грузоподъемность - 13608 кг, при этом коэффициент использования массы машины km равен 0,937, т.е. этот показатель больше, чем у обычных армейских транспортных автомобилей.
Вместе с тем, таким сочлененным автомобилям присущи и недостатки: меньшая устойчивость при преодолении подъемов с креном, ограничение максимальной скорости движения из-за явления галопирования, ограничение ширины преодолеваемого рва диаметром колес и др.
Габаритные размеры ХМ437: длина 11000 мм, ширина 3000 мм, высота по кабине 3000 мм. Максимальная скорость движения по суше 48-51 км/ч при удельной мощности 7,17 кВт/т и запасе хода около 500 км. Удельная мощность по массе перевозимого груза Nгp=14,8 кВт/тгр.
Плавучесть автомобиля обеспечивается объемами водоизмещающих корпусов секций и колес. Роль водоходного движителя выполняют только колеса передней секции. В дальнейшем предполагалась установка на автомобиле водометного движителя.
Скорость движения по спокойной глубокой воде при вращении колес составляет 4,8-5,6 км/ч. Управление автомобилем при движении по воде обеспечивается поворотом секций в горизонтальной плоскости относительно друг друга.
![]() |
![]() |
Сочлененная автоцистерна емкостью 22,5 м3 ХМ438Е2 |
Двухзвенный сочлененный автомобиль ХМ520Е1 |