Малогабаритный двухзвенный сочлененный 12x12 автомобиль Pac-Star
В 1963 г. ХМ561 вместе с другими опытными и серийными машинами высокой проходимости подвергался длительным войсковым испытаниям на надежность и проходимость в условиях бездорожья. Он оказался единственным среди восьми машин, успешно прошедшим эти испытания, и был принят на вооружение армии США как отвечающий всем требованиям, предъявляемым к автомобилям этого класса.
Следует также кратко рассказать о малогабаритном сочлененном плавающем автомобиле Рас-Star (США). Он состоит из двух секций, каждая из которых имеет колесную формулу 6x6, а колесная формула всего автомобиля 12x12.
В передней секции размещается силовая установка в виде карбюраторного 2-цилиндрового оппозитного двигателя воздушного охлаждения мощностью 25,4 кВт, агрегаты трансмиссии, органы управления автомобилем, топливный бак, сидение механика-водителя и вспомогательное оборудование. В задней секции образована грузовая платформа, под полом которой размещаются агрегаты трансмиссии.
Трансмиссия гидростатическая бесступенчатая с распределением мощности по бортам через раздаточную коробку и клиноременные передачи.
Все колеса выполнены неповоротными с арочными шинами низкого давления. Колеса не имеют упругих элементов и жестко связаны с корпусом автомобиля.
Шарнирно-сцепное устройство обеспечивает три степени свободы перемещения корпусов секций относительно друг друга. Изменением положения секций в горизонтальной плоскости обеспечивается управление автомобилем при его движении по суше и по воде.
Грузоподъемность Рас-Star составляет 450 кг, а собственная масса равна 454 кг, поэтому коэффициент использования массы km = 0,99. Габаритные размеры автомобиля: длина 2108 мм, ширина 1372 мм, высота 1650 мм. Максимальная скорость движения по суше достигает 40 км/ч, по воде - 4 км/ч за счет вращения всех колес. Удельная мощность машины Nуд =28,09 квт/т, а удельная мощность по массе перевозимого груза Nгр = 56,4 кВт/тгр. Показатель провозоспособности на суше кпр =1,93, на воде кпр= 0,19. Запас хода по топливу - 240 км.
Схема общей компоновки швейцарского автомобиля 6x6 Metrak: 1 - двигатель; 2 - коробка передач; 3 - главная передача; 4 - средняя ось; 5 - балансиры с приводом на передние колеса; 6 - балансиры с приводом на задние колеса
Соединение нескольких автомобилей позволяет создать мост через неширокие водные преграды. Автомобиль и его секции в отдельности могут перевозиться наземным и водным транспортом, в фюзеляжах самолетов и вертолетов, а также на наружной подвеске вертолетов.
Повышение требований к техническим возможностям армейских автомобилей с позиций максимальной подвижности в условиях пересеченной и труднопроходимой местности, обеспечения преодоления водных преград без предварительной подготовки и приспособления к авиационной транспортировке и сбрасывания на парашютах, а также соответствия массово-габаритных показателей машин заданной грузоподъемности привели к появлению альтернативных схем автомобилей, которые можно также отнести, с некоторыми оговорками, к сочлененным.
Автомобиль Metrak на пересеченной местности
Например, в Швейцарии был создан автомобиль высокой проходимости Metrak с колесной формулой 6x6. Основой шасси служит жесткая средняя ось, к которой шарнирно крепятся четыре полых независимых балансира с колесами. Передние и задние колеса равнорасположены относительно средней оси, с которой также шарнирно соединены рамы передней и задней секций. На раме передней секции установлены двигатель с его системами, коробка передач, раздаточная коробка и двухместная кабина. На раме задней секции смонтирован грузовой кузов. Через два вертикальных гидроцилиндра подрамник передней секции опирается на балансиры передних колес, а задняя секция с кузовом с помощью таких же гидроцилиндров — на балансиры задних колес. Для поворота в вертикальной плоскости передней и задней секций относительно средней оси машина имеет два продольно расположенных гидроцилиндра двухстороннего действия. Все шесть гидроцилиндров питаются от одного шестеренчатого насоса. Водитель в зависимости от условий движения может управлять каждым гидроцилиндром, приподнимать над дорогой любое колесо в отдельности и изменять положение секций. Такая конструкция рамы позволяет каждой секции машины поворачиваться относительно другой в вертикальной плоскости на углы до 30 град, и принимать V-образную форму. Принудительное изменение положения секций относительно средней оси может осуществляться как во время движения, так и на стоянке. В то же время для улучшения приспособления колес к неровностям местности при движении по пресеченной местности гидросистема может отключаться. Благодаря необычной конструкции ходовой части, автомобиль может преодолевать значительные препятствия на сильно пересеченной местности, в том числе и вертикальные препятствия типа стенок как передним, так и задним ходом. Metrak может двигаться по косогорам, сохраняя практически горизонтальное положение кабины и кузова за счет опускания колес одного борта, поворачиваться почти на месте при поднятых передних и задних колесах и при подтормаживании одного из колес средней оси и др. По шоссе автомобиль двигается с поднятой средней осью и управляется с помощью передних управляемых колес.