![]() |
![]() |
Боевой расчет 1-й автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту в районе г. Двинска, 1916 г. | Главнокомандующий армиями Северного фронта генерал-адъютант Куропаткин Алексей Николаевич (1916 г.). |
Помимо основных задач, личный состав 1-й автомобильной батареи привлекался и в интересах главнокомандующего армиями Северного фронта. Так, в период 15-16 апреля 1916 г. В.В. Тарновский со своими подчиненными обеспечивал противовоздушное прикрытие пунктов смотра войск фронта, который лично проводил и инспектировал генерал-адъютант А.Н. Куропаткин12.
18 апреля, согласно предписанию Ставки Верховного главнокомандования, капитан В.В. Тарновский вновь возвращается в Двинск уже с целью организации воздушной обороны города. В этот же день он лично встречает и размещает на позиции у местечка Грива 2-ю отдельную автомобильную батарею для стрельбы по воздушному флоту (в составе четырех орудий, четырех зарядных ящиков, одного штаб-офицера, пяти обер-офицеров и 95 нижних чинов). Руководство «родной» 1-й батареи он передает своему боевому помощнику штабс-капитану Величко.
Теперь, уже в новом качестве, капитан В.В. Тарновский активно использует наработанный им за годы войны практический опыт по борьбе с воздушным противником. В его основе лежал разработанный и освоенный в 1-й автомобильной батарее порядок действий в различной обстановке, включающий в себя организацию поиска целей и ведения огня по неприятельским аэропланам и дирижаблям, в зависимости от типа, скорости, высоты их полета. Одновременно Василий Васильевич продолжает изыскивать новые способы применения зенитных батарей как самостоятельно, так и в составе сводных групп. Он активно внедряет в практику принципы взаимодействия зенитно-артиллерийской обороны с истребительными авиационными отрядами, число которых на театре военных действий неизменно возрастало.
Богатый боевой опыт 1-й автомобильной батареи скоро становится достоянием личного состава большинства зенитных батарей. Этот процесс объективно вызревал в необходимость создания в рамках Северного фронта специальных курсов подготовки кадров для зенитных подразделений русской армии. Именно В.В. Тарновскому выпала высокая честь стать одним из первых методистов отечественной зенитной артиллерии.
Несмотря на широкий спектр организационных вопросов по строительству воздушной обороны Двинска, Василий Васильевич продолжает участвовать в боевой работе. Так, 20 апреля 1916 г. 2-я автомобильная батарея под его руководством отсекла атаку германского истребителя по нашему аэроплану, возвращавшемуся на свой аэродром. Как указывалось в донесении по этому эпизоду: «встреченный огнем батареи истребитель после очень удачно разорвавшихся возле самого аппарата 5 шрапнелей, круто повернул назад и бросил преследование нашего «Морана». Через день батарея удачными очередями беглого огня не допустила пролет германского «Альбатроса» к Двинску.
25 апреля, при очередной попытке немецкого аэроплана прорваться к городу, личный состав 2-й батареи меткой стрельбой повредил вражеский летательный аппарат и заставил его спуститься за линией своих позиций.
Германская сторона уже на следующий день предприняла определенный демарш с целью нанести существенный ущерб «не в меру активной» русской батарее. Так, по донесению руководства воздушной обороны города, «германский аппарат, войдя в мертвое пространство над самой батареей (2-й автомобильной), круто снизился спиралью, и сбросил две бомбы, а также открыл пулеметный огонь.»13
Между тем, к маю месяцу происходит значительное усиление зенитно-артиллерийской обороны Двинска. К этому времени, по докладу Тарновского, заметных успехов по обстрелу германских аэропланов достигли боевые расчеты 2-й автомобильной батареи (командир - подполковник А. Савримович), противоаэропланной батареи (командир - подпоручик Мак-Киббин), а также расчеты 6-й воздухобойной батареи, возглавляемые офицерами Юхневичем и Викторовским.
Василий Васильевич определил некоторые критерии, которыми необходимо было руководствоваться зенитным подразделениям в борьбе с воздушным противником:
«Зенитные батареи всегда должны быть готовы к встрече неприятеля во всякую минуту, так как неприятельские налеты совершаются внезапно и наблюдатели даже в пределах города не всегда имеют возможность заблаговременно предупреждать о приближении аэропланов и цеппелинов; чтобы незаметно приблизиться к атакуемому пункту, цеппелины иногда пользуются покровительственной окраской; те и другие держатся при налетах значительной высоты (до 3000 м); поэтому для готовности батарей... дороги не только минуты, но и секунды, т.к. аэропланы пролетают в секунду 16-20 сажень, в минуту 2 версты и в случае неготовности батареи открытие огня будет несвоевременным.»
12 мая 1916 г. в Двинск на стажировку прибыла отдельная автомобильная батарея для обороны Ставки Верховного главнокомандующего под руководством подполковника Л.В. Хростицкого14 . Как и Тарновский, Хростицкий был выходцем из Офицерской артиллерийской школы и имел довольно хорошую теоретическую подготовку. Теперь требовалось получить практические навыки в борьбе с реальным противником, и в первую очередь, ознакомиться со структурой организации воздушной обороны крупного центра на театре войны. С этой целью Василий Васильевич лично познакомил своего коллегу с устройством связи и сети наблюдателей по обороне города, а также переделкой станков (поворотных рам для ведения зенитного огня) конструкции генерал-майора М.Ф. Розенберга, выполненной подпоручиком Мак-Киббиным. Получив за короткий срок необходимые знания, батарея Хростицкого уже 18 мая убыла в г. Могилев для обороны Царской Ставки, где успешно решала поставленные задачи до оставления русскими войсками города в феврале 1918 г.