Предыдущая Оглавление

Таблица 1

Параметры сравнения

Модели танков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Масса танка

46

47

62

60

63

65

55

65

65

Осн. вооружение

Энергия снаряда

10

10

10

11

10

10

10

10

11

Боекомплект

45

43

40

42

52

48

40

100

100

Бронезащита

Масса корпуса

28

28

37

36

37

39

33

39

39

Экв. толщина лобового листа

900

400

800

800

300

800

800

900

900

Подвижность

Уд. мощность

20

13

18

19

14

14

20

19

20

Макс.скорость

70

60

72

72

57

55

70

90

90

Запас хода

40

700

500

500

too

500

700

900

900

Проходимость

Среднее давление на грунт гусениц

0,9

0,9

1,0

0,9

1,0

1,0

0,9

0,6

0,6

Ширина рва

2,8

2,8

2,7

3,0

2,3

3,5

3,0

4,0

4,0

Высота стенки

1,0

1,0

1,3

1,2

0,9

1,4

1,5

1,5

1,5

Примечание: 1 - Т-80УМ (Россия): 2 - Т-90 (Россия); 3 - М1А2 (США); 4 - «Леопард-2А6» (Германия); 5 - «Челенджер» Мк 2 (Англия): 6 - «Меркава» Мк 3 (Израиль); 7 - «Леклерк» (Франция); 8 - проект двухзвенного танка ТДУ (Россия); 9 - условный перспективный танк (УПТ).

Таблица 2

Обобщенные показатели

Модели танков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Поб

6,329

7,181

7,616

7,752

6,817

7,551

8,013

9,859

10

Место

8

6

4

3

7

5

2

1

Коб

9,726

9,523

10,00

10,33

9,553

10,146

10,306

12,837

13,08

Место

6

8

5

2

7

4

3

1

Здесь уместно отметить, что используемые для оценки различные методики и формулы могут давать существенно разные конечные результаты, которые зависят от используемого математического аппарата и достоверности значений отдельных технических параметров.

В этой статье приведены результаты сравнения по двум методикам. В первой из них для сравнения используется известная формула

Поб=Σ(Xi/Xi max) + Σ(Xj min/Xj)   (1), где Поб - обобщенный показатель; Xi и Xj - значения оцениваемых параметров рассматриваемых машин; Ximax и Xjmin - значения тех же параметров у «условного перспективного танка».

В этой формуле два слагаемых. Первое представляет собой сумму отношений параметров, каждое из которых должно стремиться к единице, а второе слагаемое, наоборот, к нулю. С помощью первого слагаемого оцениваются параметры, которые меньше, чем у «условного перспективного танка», с помощью второго - те параметры, которые больше, чем у «условного перспективного танка». Результаты расчетов по указанной формуле приведены в табл.2, из которой следует, что наибольшее значение обобщенного показателя и первое место имеет «условный перспективный танк» с обобщенным показателем Поб, равным 10,0. Затем следуют по мере убывания показателя двухзвенный танк №8 (9,859), серийные монотанки №7 (8,013), №4 (7,752), №3 (7,616), №6 (7,551), №2 (7,181), №5 (6,817) и №1 (6,329).

Значения отдельных технических параметров танков заимствованы из статьи К. Ромасева в журнале «Техника и вооружение» №8 за 2002 г. и из различных справочников; приведены с округлениями до целых чисел.

Оценка машин по формуле (1) предполагает, что все параметры сравнения имеют одну и ту же ценность в совокупности боевых свойств машин. Но это далеко не так. Поэтому было бы более правильным использовать для сравнения различных машин методы квалиметрии, вводя коэффициенты весомости различных технических параметров. При этом целесообразно использовать те же оценочные параметры и скомплектовать их также по четырем основным группам: основное вооружение, броневая защита, подвижность и проходимость. В этом случае сравниваемые параметры и соответствующие им коэффициенты весомости можно представить в следующем виде:

Параметры    Коэффициенты сравнения весомости α
Вооружение:  
кинетическая энергия снаряда, МДж 0,15
боекомплект, шт.   0,10
Броневая зашита:  
масса броневого корпуса вместе с башней, т    0,20
приведенная толщина лобовой брони, мм   0,15
Подвижность:  
удельная мощность, кВт/т 0,10
макс, скорость движения по суше, км/ч 0,04
запас хода по топливу, км   0,06
Проходимость:  
среднее давление гусениц на грунт, кг/см2  0,10
ширина рва, м    0,06
высота стенки, м 0,04

Для сравнения машин по совокупности технических параметров с использованием обобщенного показателя Коб расчет можно вести по формулам:

Коб= Σ ki αi, (2) или Коб= Пkiα (3), где ki - параметры сравнения; αi - коэффициенты весомости, определяемые либо с помощью экспертов, либо аналитическим путем по специальным методикам.

В тех случаях, когда значения оцениваемых параметров существенно отличаются друг от друга, рекомендуется использовать формулу (3).

В связи с этим расчетную формулу (3) можно для нашего случая представить в следующем виде: Коб= kкнα kбкα kкα kллα kумα kскα kзхα (1/kсд)α kрα kсα (4), где у каждого технического параметра свой коэффициент весомости в виде показателя степени.

Сумма коэффициентов весомости должна быть равна единице, а увеличение значений единичных показателей ki должно приводить к росту обобщенного показателя Коб. Поэтому единичный показатель среднего давления гусениц на грунт kсд должен возводиться в степень коэффициента весомости после деления единицы на значение единичного показателя - (1/kсд)α.

Результаты расчетов обобщенных показателей Поб и Коб сведены в таблицу 2. В ней также показаны места, которые занимают оцениваемые танки по значениям этих показателей.

Как следует из таблицы 2, расчеты по формуле (4) дали несколько другое распределение мест сравниваемых машин. Первое место по-прежнему занимает проект двухзвенного танка (№8) с обобщенным показателем Коб=12,83. Второе место принадлежит танку №4 с Коб= 10,33. Третье - танку №7 с Коб=10,306 и тд.

Главный вывод, который можно сделать из содержания табл.2, состоит в том, что расчеты по формулам (1) и (4) обобщенных показателей Поб и Коб отдают первое место проекту двухзвенного танка. Места других танков перераспределились на несколько единиц за исключением двух: танка «Леклерк» и танка «Леопард-2А6». Они занимают близкие места (2 или 3) по значениям обобщенных показателей. Кроме того, значения обобщенных показателей Коб и Поб для всех монотанков отличаются друг от друга незначительно, что свидетельствует о примерно равном уровне достигнутых технических характеристик. Поэтому представляется, что расчеты по формуле (4) дают более близкие к действительности результаты.

В заключение следует отметить, что «двухзвенники» по совокупности оцениваемых параметров превосходят боевые мономашины. Но по ряду параметров, в частности, по броневой защите крыш, бортов и днища, они оставляют желать лучшего, т.е. необходимо искать более эффективные способы повышения защищенности таких двухзвенных машин.

Предыдущая Оглавление