Другой причиной некачественной отработки танка Т-54 явилось отсутствие опытной базы. Опытные детали, узлы и механизмы изготавливались в серийных цехах, без лабораторной проверки устанавливались прямо в танки и испытывались в пробеге, на что уходило много времени и средств.
![]() |
![]() |
Танки Т-54 образца 1951 г. | Тягач БТС-2 на базе Т-54. |
По инициативе нового директора в 1954 г. в центре заводской территории были построены четырехэтажное здание конструкторского бюро и примыкающая к нему одноэтажная экспериментальная база.
Это позволило значительно увеличить численность КБ, быстро и качественно проводить опытные работы, увеличить их объем. Подтверждением этому является то, что все полигонные и войсковые испытания опытных образцов заканчивались с положительными результатами.
В пятидесятые годы каждую осень на заводе собиралась комиссия по утверждению технической документации на находящиеся в серийном производстве танки. Эта комиссия обычно состояла из представителей Главного бронетанкового управления (ГБТУ), Министерства транспортного машиностроения (Минтрансмаш), заводов-изготовителей танков и главных комплектующих изделий. Фактически это была комиссия по совершенствованию танка. Возглавлял ее A.M. Сыч. Работала комиссия 20-25 дней, до тех пор пока не состоится рассмотрение и согласование всех вопросов. По результатам рассмотрения составлялся протокол утверждения техдокументации, в котором были четко расписаны суть мероприятий и сроки их реализации. Протокол утверждался начальником ГБТУ и заместителем министра Минтрансмаш и для заводов-изготовителей приобретал силу закона.
Таким порядком, например, были отработаны и установлены в танк новая радиостанция и танковое переговорное устройство, повышены коэффициенты запаса главного фрикциона и ПМП, улучшены уплотнения узлов трансмиссии и ходовой части, введена гидромуфта в приводе к генератору, увеличена надежность торсионов подвески, установлены новый воздухоочиститель, новый котел подогревателя, планетарная бортпередача, радиатор системы охлаждения с гофрированными пластинами, увеличен динамический ход опорных катков и др.
В результате этого надежность танков Т-54 возросла в несколько раз, они стали проходить без ремонта до 10000 км (вместо гарантировавшихся ранее 1000 км).
Хочется отметить особо то обстоятельство, что новые и усиленные узлы и механизмы были взаимозаменяемыми по установке со старыми и без каких-либо трудностей устанавливались на ранее выпущенные танки. Это облегчало обеспечение войск запчастями, упрощало ремонт танков при одновременном повышении их технических качеств.
После 1949 г. никаких жалоб из войск по танку Т-54 не поступало.
А.А. Морозовым был установлен строгий и рациональный порядок оформления и прохождения техдокументации. Система обозначений на чертежах была простой, поэтому в них легко разбирались на основном производстве, на ремонтных заводах и в войсках. До принятия на вооружение танки не имели окончательного названия. Опытным образцам присваивался номер объекта, который и фигурировал в начале обозначения чертежа. Например, все номера чертежей танка Т-34 начинаются с номера 135, танка Т-54 с номера 137 и т.д.
Высокое качество техдокументации на Т-54 подтвердилось при передаче ее в Чехословакию, Польшу и Китай в середине пятидесятых годов, по которой эти страны в короткие сроки организовали у себя производство танка.
В 1950 г. КБ Уралвагонзавода получило задание разработать на базе танка Т-54 бронетягач-эвакуатор с тяговой лебедкой. С этой задачей мы справились только в 1954 г. Тягач получил название БТС-2. Сначала их делал Уралвагонзавод, а потом ремонтные заводы ГБТУ из старых танков Т-54. Тяговую лебедку и механизмы привода к ней поставлял им наш завод. Этот тягач получил название БТС-4. Мне пришлось видеть работу БТС в октябре и ноябре 1973 г. во время и после боев египтян с израильтянами. Наши подбитые Т-54, Т-55, Т-62 он на Синайском полуострове эвакуировал свободно, а М60 и «Центурион» не мог из-за их большой массы и высокого удельного давления на грунт.