![]() |
![]() |
YB-26K в одном из испытательных полетов. |
Экипаж В-26К после боевого вылета. |
Первым шагом стала посылка в Индокитай зеленых беретов. Беретам потребовалась авиационная поддержка, хотя бы для разведки и снабжения. Такую поддержку в перспективе должны были оказывать экипажи 4400-й эскадрильи. Сегодня американские историки утверждают, будто бы в эскадрилью отбирали лучших из лучших из всех частей ВВС. Та же американская пресса в 1970-е гг. по горячим следам писала совсем иное. Ниже об этом еще пойдет речь.
Самолетный парк эскадрильи включал 16 транспортных С-47, восемь бомбардировщиков времен Второй мировой войны В-26 и восемь учебных самолетов Т-28, приспособленных для подвески мелких бомб и неуправляемых ракет. Сомнительно стремление пилота В-52 занять кресло в кабине В-26, да и пилот «Тандерчифа» вряд ли променял бы свой «джет» на тарахтелку Т-28. Спецназ сегодня — это слово элита, престиж. А тогда про спецназ никто не знал. Любые задания, отличные от «классических», для боевой авиации можно окрестить специальными.
В начале 1960-х гг. в понятие «авиация сил специальных операций» (или «авиация специального назначения») вкладывался несколько иной смысл, нежели сейчас. Упор делался на отработку методов борьбы с партизанами, операциям же скрытного проникновения в глубокий тыл противника или антитеррористической деятельности внимания практически не уделялось.
В середине августа часть эскадрильи была направлена в Мали (Западная Африка) для подготовки туземных парашютистов-десантников. 11 октября 1961 г. президент Кеннеди одобрил план проведения операции «Фэрм Гейт» (Farm Gate), подразумевавшей развертывание подразделения авиационных коммандос в Южном Вьетнаме. Командировочные предписания получили 41 офицер и 115 нижних чинов, часть личного состава эскадрильи, в Африку не попавшая. Срок командировки — 179 дней (по данным современных американских историков, журнал «Авиэйшн Уик» за июнь 1962 г. говорит о 60-дневной командировке). Самолетный парк состоял из четырех RB-26*, четырех SC-47 и восьми Т-28 (доработанные под установку вооружения «Трояны» часто обозначают АТ-28).
Личный состав и самолеты 2-го отряда 4400-й эскадрильи прибыли на базу Бьен-Хоа в первой половине ноября 1961 г. К этому времени во Вьетнаме уже находились американские советники и даже разведчики RF-101. Официальная задача группы «Фэрм Гэйт» состояла в подготовке летных экипажей из местных уроженцев. Очень скоро об официальной задаче забыли все, кроме политиков. Американцы плавно втягивались в войну. Справедливости ради можно отметить, что южновьетнамцы на самолетах коммандос летали, но только в качестве наблюдателей и переводчиков.
Первый боевой вылет «Трояны» выполнили 26 декабря 1961 г. Самолеты решали вовсе не какие-то хитрые специальные, задачи, а оказывали непосредственную авиационную поддержку наземным войскам и занимались свободной охотой. Эффективность использования спецавиации оказалась на первых порах очень низкой. Самолет часто вызывали для оказания поддержки частям правительственных войск. Пилоты и армейцы в буквальном смысле говорили на разных языках. Куда и как наносить удары, оставалось непонятным совершенно. В результате самолеты возвращались на базу с неиспользованным боекомплектом. Удачнее работали «Трояны», занимаясь «свободной охотой» на джонки и сампаны. Обычно на такие задания летала пара Т-28.
В начальный период войны Вьет Конг редко оперировал крупными отрядами — не более роты. В этих условиях даже четверка Т-28 или В-26 выполняла роль авиационной армады. Порой самолеты действовали очень удачно. Так, в ночь на 16 ноября один В-26 работал по вызову в районе опорного пункта Тра-Винь. Подсветку целей осветительными ракетами производил самолет южновьетнамских ВВС. В первом заходе экипаж В-26 сбросил контейнеры с напалмом и 55-кг осколочные бомбы. Противник после атаки с воздуха прекратил штурм опорного пункта и отошел к реке. Здесь вьетконговцев опять достал В-26. На партизан обрушились 45-кг бомбы и лавина огня, извергаемая восемью крупнокалиберными пулеметами «Инвейдера». Остаток ночи гарнизон Тра-Виня провел спокойно.
«Трояны» с опознавательными знаками ВВС Таиланда. Самолеты и летчики — американские.
* По соглашению 1955 г. запрещалось развертывать во Вьетнаме бомбардировщики. На самом деле, в Индокитай были направлены как разведчики RB-26 со стеклянными носами фюзеляжей, так и «нормальные» В-26 с пулеметной батарей в носу, но все самолеты обозначались RB-26. Один В-26 был вооружен восьмью 12,7-мм пулеметами в носу и шестью в крыле (такая машина имелась в отряде в единственном экземпляре). Из тех же соображений на RB-26 и Т-28 красовались опознавательные знаки ВВС республики Вьетнам.