Предыдущая Оглавление Следующая

Отряд коммандос, можно сказать, вступил с марша в бой. Только за одну неделю, с 18 по 24 ноября, экипажи «Фэрм Гэйт» выполнили 70 боевых вылетов (о подготовке экипажей союзников уже прочно забыли). Статистика боевого вылета В-26, который пилотировал подполковник Филлип О'Двайер, поистине фантастична. В ночь на 23 число подполковник нанес удар по якобы обнаруженной разведкой южнее Кань-Тхо оружейной мастерской вьетконговцев, а затем проштурмовал окрестные каналы. Летчик и штурман (майор Роберт Гурц) доложили о потерях, причиненных ими противнику: 281 человек убитыми и ранеными, шесть небольших лодок и 20 моторных сампанов. Ладно лодки, но как они ночью на скорости в несколько сот километров в час без приборов ночного видения убитых людей считали?

До конца 1962 г. экипажи «Фэрм Гэйт» выполнили 4040 боевых вылетов на поддержку наземных войск, более 1000 полетов на прикрытие автоколонн, поездов и транспортных самолетов. Потери противника от действий воздушных коммандос, по официальным американским данным, составили 3381 человек, 405 сампанов, разрушено 4151 строение. Особое место занимает работа по обработке джунглей гербицидами, но эта тема уже выходит за рамки данной работы. Стоит все же отметить, что в операции Ranch Hand были задействованы экипажи Air Commandos.

AASpn007.jpg

Пара Т-28 в боевом вылете.

Первую потерю отряд «Фэрм Гэйт» понес 11 февраля 1962 г. — в 100 км северо-восточнее Сайгона SC-47 столкнулся с горой. Девять членов экипажа и вьетнамский переводчик погибли. Самолет выполнял полет на сброс листовок — типичная спецоперация. 28 августа 1962 г. огнем с земли был сбит Т-28, летчик капитан Роберт Л. Симпсон погиб. 5 ноября разбился В-26 (без «R»), оба члена экипажа погибли. Со второй половины 1962 г. самолеты и вертолеты стали все чаще и чаще подвергаться обстрелам с земли. За последние четыре месяца 1962 г. американцы зафиксировали 89 случаев обстрела своих самолетов и вертолетов, а за первые четыре месяца 1963 г. — уже 257. 8 октября 1963 г. при штурмовке целей в горах западнее Да-Нанга был сбит один из двух принимавших участие в налете Т-28. Для спасения летчика «Трояна» была организована первая за вьетнамскую войну крупномасштабная поисково-спасательная операция.

Сначала к месту падения самолета направили два вертолета Н-34 корпуса морской пехоты США с южновьетнамской пехотой на борту. Вертолеты не вернулись. На следующий день на поиски ушел добрый десяток Н-34 с десантом из двух южновьетнамских рот. Десант был встречен на земле ураганным огнем. Заставить противника замолчать удалось ударами с воздуха, в район десантирования вызвали несколько Т-28 и В-26. Вертолеты нашли быстро, также как и тела десяти из двенадцати находившихся в вертолетах человек. Двое пропали без вести.

AASpn008.jpg

Иногда самолеты мыли: «душ» для В-26К, 1964 г. Под крылом подвешены два пулеметных контейнера и блок НАР.

11 ноября была предпринята последняя попытка найти Т-28 и летчиков. Самолет обнаружили полузатопленным в заводи реки, членов экипажа в нем не было. Их судьба осталась неизвестной. Поисково-спасательной команде оставалось лишь уносить ноги из джунглей. Операция почти завершилась. Именно почти. При взлете прямые попадания пуль получил вертолет Н-34, в результате на нем «сдох» движок. Вертолеты ушли из опасного места только благодаря своевременным атакам «штурмовиков» Т-28 из эскадрильи коммандос. Первая поисково-спасательная операция обошлась в три сбитых вертолета, людские потери, помимо членов экипажа злосчастного «Трояна» составили 23 человека (трое американцев и 20 южновьетнамцев).

В дальнейшем поисково-спасательным операциям чаще сопутствовал успех, хотя и проколы тоже случались. Первое время, до появления специализированных эскадрилий, прикрытие поисково-спасательных вертолетов осуществляли «Трояны» и «Скайрейдеры» подразделений коммандос. «Скайрейдеры» оказались идеальными самолетами для совместной работы с вертолетами на малых и сверхмалых высотах. В августе 1965 г. 602-я эскадрилья коммандос была преобразована в поисково-спасательную, на вооружении остались все те же «Скайрейдеры». Если ранее прикрытие вертолетов считалось второстепенной задачей, то теперь стало основной.

Между тем в марте 1962 г. 4400-я эскадрилья была преобразована в 1-ю авиационную группу коммандос.*

В состав группы вошли 6-я истребительная эскадрилья коммандос, 319-я эскадрилья транспортировки личного состава коммандос и 1-я эскадрилья грузовых перевозок коммандос, а также «изначальная» 4400-я эскадрилья подготовки летных экипажей, сменившая номер на 4410.


* В годы Второй мировой войны 1-я авиационная группа коммандос действовала в Бирме и часто выполняла «нетипичные» задания. После окончания войны ее расформировали, а в марте 1962 г. возродили.

Предыдущая Оглавление Следующая