![]() |
![]() |
Ремонт «ганшипа» в полевых условиях. Оба двигателя АС-130А пострадали от огня зенитных орудий. |
В кабине пилотов АС-130А. |
На расстоянии 19 миль от Убона я приказал членам экипажа покинуть самолет. На борту кроме меня остались раненые, второй пилот майор Пил и борттехник штаб-сержант Сесил Тейлор. Мы готовились к аварийной посадке на авиабазу. Руководитель полетов с Убона сообщил, что полоса полностью очищена и мы можем садиться.
Закрылки оставались выпущенными на 10 град, я выпустил их перед тем, как встать в вираж над Тропой. Отклонить их на больший угол не представлялось возможным по причине отказа гидросистемы. Тем не менее заход на посадку удался. Еще мгновенья — и скажу Good landing! Как только я убрал обороты двигателей, самолет резко клюнул носом и жестко ударился о полосу.
Нам уже досталось месяцем раньше. Тогда снаряд повредил правую основную опору шасси. Теперь в результате жесткой посадки правая стойка подломилась, после того как машина пробежала 600 м. Дать двигателям реверс я не мог. Самолет начало разворачивать на полосе вправо. Правая консоль крыла наехала на аварийный барьер. Взрыв, шар огня — консоль отвалилась. Мы продолжали скользить по аэродрому. На пути встал второй аварийный барьер.
Самолет остановился. Пожар бушевал вовсю. Я, Пил и борттехник выскочили в открытый люк. Вытащить Троглина и фотографа не представлялось возможным.
Я выполнил на АС-130 126 боевых вылетов, в которых было уничтожено 228 и повреждено 67 грузовиков, были также уничтожены три зенитки и один советский вертолет. Все эти успехи не стоят жизней двух прекрасных парней, которые погибли на борту моего самолета в тот трагический майский день 1968 г.
![]() |
![]() |
Экраны для снижения ИК-излучения двигателей. |
Классика! Именно так убираются стреляные гильзы из чрева АС-130. |
Борт 54-1629 — первая, но не последняя боевая потеря АС-130 во Вьетнаме. 22 апреля 1970 г. боевое задание совместно с парой «Фантомов» выполнял С-130А (борт 54-1625) майора Уильяма Брукса. Прямое попадание 37-мм снаряда вызвало пожар на правой консоли крыла. Пожар быстро распространялся, а попытки его локализовать успеха не имели. Выпрыгнуть с парашютом успел только стоявший возле открытой рампы сержант Эжен Филдс. Он получил тяжелые ожоги лица и рук, но все-таки остался в живых. Десять из 11 находившихся на борту человек погибли.
Опыт боевого применения АС-130А изучался и анализировался самым тщательным образом. Выяснилось, что 20-мм главный калибр слабоват для «линкора». Грузовики такие пушки разносили, но вот на танках Т-34 только обдирали краску. Между тем «тридцатьчетверки» появлялись на Юге в возрастающем количестве. Непосильными целями для «Вулканов» оказались также бетонные сооружения и мосты на тропе. Главный калибр следовало усилить. Кроме того, не стояло на месте развитие радиоэлектроники. Война во Вьетнаме стала потрясающим катализатором для развития военной радиоэлектроники самого разного назначения. Появились новые системы, которые совсем не повредили бы «ганшипу». 18 июля 1969 г. командование ВВС США одобрило программу Coronet Surprise, предусматривающую создание фактически нового «ганшипа» на основе АС-130А.
Девятый АС-130А перегнали с завода на авиабазу Райт-Паттерсон для дальнейших экспериментов. Две задние 20-мм пушки на нем заменили парой 40-мм одноствольных «Бофорсов» (М2А1, боекомплект 256 снарядов на оба ствола), демонтировали заднюю пару «миниганов». Бортовое оборудование пополнилось стабилизированной телевизионной системой AN/ASQ-145, способной работать в условиях низкой освещенности, лазерным целеуказателем AN/AVQ-18; аналоговую бортовую ЭВМ заменили на цифровую. ВВС заключило контракт с фирмой ЛТВ на переоборудование еще девяти С-130 в « ганшипы» с учетом последних разработок. Была также установлена система «Блэк Кроу», засекавшая электромагнитные импульсы систем зажигания автомобильных двигателей.
«Ганшипы» АС-130А (слева) и АС-130Е (справа) на авиабазе Убон, Таиланд. Характерный отличительный признак вариантов АС-130 — на модификации А винты трехлопастные, на модификации Н — четырехлопастные.