Предыдущая Оглавление Следующая

Во Вьетнам AC/NC-123K попали в ноябре 1968 г., а первый боевой вылет с авиабазы Фан Ран был совершен 14 ноября. Полеты продолжались до 11 мая 1969 г.; начиная с февраля машины работали с авиабазы Убон совместно с АС-130 из состава 16-й эскадрильи (AC/NC-123 также были приписаны к 16-й эскадрилье). Самолеты летали над участками Тропы, проходящими по территории Лаоса. Усиление ПВО Тропы привело к тому, что с марта 1969 г. все полеты AC/NC-123 совершали только с эскортом или «Фантомов», или штурмовиков А-1. Всего оба необычных «ганшипа» совершили 186 боевых вылетов, уничтожили 415 грузовиков и повредили 273. Экипажи поражали цель в среднем в каждой второй атаке — довольно высокий показатель для ночных охотников того времени. Результаты могли бы быть еще лучше, если бы надежно работала аппаратура. Летчики отмечали, что поиск и поражение цели не представляют особого труда при нормальной работе бортового комплекса, что бывало крайне редко. Практически в каждом полете отказывала какая-нибудь система, а это зачастую выводило из строя весь комплекс.

AASpn111.jpg

AC/NC-123К. В удлиненном обтекателе носовой части фюзеляжа видны РЛС и массивный шар с окнами аппаратуры ИК- и телевизионных систем обзора и лазерного дальномера-целеуказателя.

AASpn112.jpg

В «ганшипы» по программе «Блэк Спот» были переоборудованы два С-123.

Летом 1969 г. самолеты прошли ремонт и проверку в США. Вторая их вьетнамская командировка продолжалась с декабря 1969 г. по июнь 1970 г. Командование ВВС оценило программу «Блэк Спот» как успешную, однако продолжать работы по ней не стало. В августе 1971 г. на авиабазе Девис-Монтан с самолетов было снято специальное оборудование, после чего машины в третий раз направили во Вьетнам, но уже в качестве военно-транспортных. Причинами «размодернизации» стали большая эффективность «ганшипов» АС-130 и... процесс «вьетнамизации» — сворачивания американского военного присутствия в Индокитае.

«Нептун» в роли «ганшипа»

Командование Корпуса морской пехоты США также заинтересовалось опытом боевого применения «ганшипов» и решило попробовать в этом качестве базовый противолодочный самолет Локхид Р-2 «Нептун». Требовалась машина для охоты за перевозками на «речной тропе Хо Ши Мина» — в дельте Меконга. В этом районе действовали катера ВМС США, поддерживаемые с воздуха вертолетами UH-1 и самолетами OV-10, в ночное время возможности их были крайне ограниченными.

Четыре «Нептуна» модернизировали в вариант «ганшип» SP-2H в 1967 г., однако это была чисто кустарная переделка: в бомболюках под разными углами монтировалось несколько «миниганов». Официально по программе TRIM (Trails and Road Interdiction, Multisensor) четыре самолета построили заново, они получили индекс АР-2Н. Поисковая РЛС и магнитометр не устанавливались, зато в хвостовой части фюзеляжа имелась кормовая стрелковая установка с двумя 20-мм пушками. Стрелок наводил пушки на цель с помощью ночного прицела с электронно-оптическим усилением изображения. В передней части фюзеляжа появилась «борода» сдатчиками инфракрасной и телевизионной систем обзора. На самолеты поставили также РЛС бокового обзора и аппаратуру, способную обрабатывать в реальном масштабе времени сигналы от сейсмических, акустических и инфракрасных датчиков, которые американцы щедро разбрасывали на путях сообщения противника. На пилонах под крыльями подвешивались два пулеметных контейнера SUU-11А/1А, две 227-кг фугасные бомбы Мк 82 и две зажигательные бомбы Мк 77. Уже во время боевых действий вооружение всех четырех «Нептунов» усилили путем установки в бомбоотсеках 40-мм гранатометов ХМ-149 (по одному на каждом самолете).

AASpn113.jpg

Один из «ганшипов» уже в роли военно-транспортного самолета. Специальное оборудование демонтировано.

Предыдущая Оглавление Следующая