Американцам еще повезло, что операция по освобождению прекратилась на ранней стадии. Весь план освобождения сотрудников посольства обозначался «Горшок с рисом» и состоял из двух частей — собственно освобождения и эвакуации. Вторая часть плана предусматривала высадку из четырех МС-130 роты рейнджеров на авиабазе Манзарие с последующим ее захватом. Непосредственная авиационная поддержка рейнджеров возлагалась на три «ганшипа» АС-130. Еще один АС-130 планировалось привлечь к ударам по иранцам в районе посольства США в Тегеране и по аэродрому базирования истребителей ВВС Ирана в Мехрабаде. Эвакуировать команду «Дельта» и заложников должны были с захваченного рейнджерами аэродрома транспортные самолеты С-141. По мнению многих лиц, причастных к «Орлиному когтю», число жертв при успешном проведении операции «исчислялось бы сотнями».
Сразу же после фиаско в «Пустыне-1» началось планирование еще более фантастической по масштабам операции «Медвежий мед». Цель прежняя - освобождение заложников. Для захвата аэродрома вблизи Тегерана выделялись уже два батальона рейнджеров. А всего в ней предполагалось задействовать до 4000 человек, 95 вертолетов НН-53Н, СН-47, UH-60 и АН/МН-6, транспортные самолеты С-130, С-141 и С-5. Прокладывать дорогу всей этой армаде должны были ударные самолеты флота и «ганшипы» спецназа ВВС. Противотеррористической операцией тут и не пахло, планировалась война. К счастью, «Медвежий мед» так и остался на бумаге. «Доклад комиссии Холлоуэя» наглядно продемонстрировал, что заложников убьют раньше, чем до них доберутся спасители, если вообще доберутся при существующем положении в силах специальных операций.
Один из двигателей уничтоженного «Геркулеса». На заднем плане виден вертолет «Си Стэллион».
В отличие от операции «Падающий дождь», послужившей поводом к развалу мощных сил специальных операций, «Орлиный коготь» возродил американский спецназ, хотя результат обеих операций был одинаковый: провал, всемирный шум в прессе и жестокая полемика вокруг спецвойск в США. Положение с материальной частью авиации специального назначения, сложившееся в начале 1980-х гг., характеризуют слова полковника Андерсона, много сделавшего для ее возрождения: «До «Пустыни-1» мы были на грани потери всей материальной части (по причине морального и технического старения)».
Первым делом Пентагону предстояло преодолеть разрозненность сил спецназа, растащенных по родам и видам вооруженных сил. Конечную цель сформулировал адмирал Холлоуэй: формирование Командования сил специальных операций, возглавляемое четырехзвездным генералом или полным адмиралом. После ряда последовательных реорганизаций, предпринятых в середине 1980-х гг., такое командование было сформировано 16 апреля 1987 г. Его возглавил ветеран спецподразделений генерал Уэйн Доунинг. Силы специальных операций ВВС были развернуты в мае 1990 г. на базе 23-й воздушной армии транспортного командования ВВС. 23-ю воздушную армию выбрали не случайно: еще 3 марта 1983 г. вся авиация специального назначения ВВС была сведена во 2-ю воздушную дивизию 23-й армии. В командование сил специального назначения ВВС включили также всю поисково-спасательную авиацию. Характерно, что личный состав поисково-спасательных подразделений был настроен резко против такой реорганизации и не желал осваивать новые для себя боевые задачи. Люди объясняли свои соображения моралью: их задача — спасать за линией фронта, а не убивать. Со временем у пилотов взгляды изменились, и сегодня они гордятся своей службой.
Наряду с реорганизацией резко возросло количество учений и тренировок. Так, с 18 февраля по 18 октября 1987 г. экипажи принимали участие в 48 учениях продолжительностью от одного дня до пяти недель. Показательно, что учения проводились в различных регионах мира: в США, Панаме, Южной Корее, Европе, на Среднем Востоке. Командир вертолета МН-53 в интервью журналу ВВС США «Эйр Форс» признался, что за весь 1987 г. он был на родной базе в общей сложности не более четырех месяцев, и это в мирное время! Ежемесячный налет самолетов авиации специального назначения был одним из самых высоких в ВВС. Так, АС-130 налетали за 1987 г. примерно по 50 часов в месяц, МС-130 — по 60 часов, в то время как в транспортном командовании их грузовые собратья С-130 всего по 10—20 часов. Вертолеты МН-53 имели среднемесячный налет по 36 часов — выше, чем у аналогичных по назначению вертолетов во время вьетнамской войны.
В серьезную проблему превратилось поддержание высокой боеготовности разнородной материальной части. Некоторые крупные воздушные корабли, в особенности АС-130, отличались друг от друга составом БРЭО, несмотря на вроде бы одну и ту же модель. Их бортовые комплексы не были завязаны в единую систему (полноценное комплексирование было проведено только на AC-130U и МС-130Н), модернизация иногда заключалась лишь в замене электронных блоков. В итоге в одном и том же самолете оказывалась самая разнообразная электроника: от раритетных вакуумных ламп до самой современной аппаратуры, использующей волоконную оптику. К примеру, кодированная спутниковая связь уже широко использовалась в вооруженных силах США, но радисты МС-130 выстукивали «точки-тире» стародавним ключом радиотелеграфа. «Быстродействующим» решением проблемы поддержания боеготовности стало увеличение количества инженерно-технического персонала в два раза, а перспективным направлением развития — ставка на максимально возможную стандартизацию оборудования, что удалось частично осуществить лишь в середине 1990-х гг.
Как-то принято считать, что проблемы с запасными частями и личными «заначками» технарей — национальная особенность отечественных ВВС, но это не так. В том же журнале «Эйр Форс» один из техников АС-130 с удовлетворением повествовал, как ему удалось снять бортовой компьютер со штурмовика А-7, заимев, таким образом, ценную запчасть к системе управления оружием своего самолета. К сожалению, ушлый техник не уточнил, с исправного или неисправного «Корсара» открутил он полезную в хозяйстве вещицу и чего она ему стоила (интересно, там полезные в хозяйстве вещи тоже в поллитрах измеряют?). Конечно, подобные случаи не характерны для американских ВВС, но показательно, что имели они место именно в эскадрилье «ганшипов» как раз в период становления авиации специального назначения.
На этом месте публикация в "ТиВ" прервана. Далее присоединен текст и иллюстрации из публикации этого материала в "АиК" 1999 №№ 11-12 и 2000 № 1. Прим. ВВС
В силы специальных операций ВВС включили три авиакрыла – 1-е, 39-е и 353-е, а также 1720-ю группу специальной тактики, 919-ю авиагруппу резерва ВВС и 193 специальную группу Национальной гвардии и 18-ю эскадрилью летных испытаний. Штаб сил специальных операций ВВС находится на авиабазе Харлберт-Филд, шт. Флорида.
Авиакрылья спецназа предназначены для авиационного обеспечения действий армейских групп специального назначения и проведения поисково-спасательных операций на театре военных действий.
1-е авиакрыло специального назначения постоянно дислоцируется в США, штаб крыла расположен в Харлберт-Филд. В октябре 1993 г. ему вместо цифры 1 присвоен порядковый номер 16. Переименование связано с очередным возмущением летчиков-истребителей. На сей раз были недовольны пилоты F-15 из 1-го истребительного авиакрыла, командование ВВС пошло им навстречу и "перенумеровало" крыло спецназа. В состав 16-го авиакрыла входят семь эскадрилий: 4-я, 8-я, 9-я, 15-я, 16-я, 22- я и 55-я. На вооружении находятся около 90 летательных аппаратов – самолетов С-130, AC-130H/U, МС-130U/Н, HC-130N/P, вертолетов MH-53J и МН-60G.
353-е авиакрыло предназначено для действий в азиатско-тихоокеанском регионе. В декабре 1992 г. крыло переформировано в 353-ю группу авиации специального назначения. Штаб группы находился на авиабазе Кларк, Филиппины; после ликвидации американских баз на Филиппинах, в 1991 г. переведен на авиабазу Кадена, о. Окинава. В состав группы входят 1-я, 17-я, и 31- я эскадрильи. 31-я эскадрилья постоянно дислоцируется на авиабазе Осан в Южной Корее. На вооружении группы находятся самолеты МС-130, HC-130N/ Р, С-130 и вертолеты МН-53J.
39-е авиакрыло предназначается для действий на Европейском ТВД; в декабре 1992 г. крыло переформировано в 352 авиагруппу специального назначения. Штаб группы находился на авиабазе Милденхэлл, расположенной в Великобритании. Эскадрильи группы базируются на авиабазах Рейн-Майн, Германия, Вудбридж и Милденхэлл, Великобритания. В состав группы входят 7-я, 21-я и 67-я эскадрильи. Авиагруппа вооружена самолетами МС-130Н, HC-130N/P, С-130 и вертолетами MH-53J.
193-я авиагруппа специального назначения Национальной гвардии передается ВВС во время военных действий. В состав авиагруппы входят единственная эскадрилья – 193-я, имеющая на вооружении самолеты-ретрансляторы ЕС-130. Эскадрилья дислоцируется в аэропорту Харрисбург, шт. Пенсильвания.
В состав 919-го резервного авиакрыла входят 5-я эскадрилья, имеющая на вооружении самолеты HC-130N/P, и 711-я, вооруженная устаревшими "ганшипами" АС-130А и транспортными С- 130А/Е/Н. Эскадрилья дислоцируется на авиабазе Дак-Филд, шт. Флорида, в непосредственной близости от авиабазы Харлберт-Филд.
Кроме боевых и резервных частей в состав командования авиацией специального назначения входит 58-е авиакрыло, главная задача которого – обучение и тренировки летчиков спецназа ВВС. Три эскадрильи (512-я, 550-я и 551-я) крыла имеют на вооружении вертолеты MH-60G, ТН-53А и MH-53J и самолеты НС-130Р и МС-130Н.
Самолеты CASA С.212-200 427-й эскадрильи специального назначения используются для перевозок командного состава Сил специального назначения США, а также для проведения тренировочных прыжков с парашютом групп спецназа, поскольку стоимость эксплуатации этих машин гораздо ниже, чем С-130.