Анализируя имеющиеся данные по потерям основных образцов вооружения и боевой техники, их можно разделить на выход из строя по техническим причинам, из-за наличия конструктивных недостатков и по боевым повреждениям.
Потери вооружения и техники из-за боевых повреждений имели существенный рост в 1980—1984 гг. и заметно начали снижаться в 1986—1989 гг. Они напрямую зависели от используемых душманами средств поражения. Но при этом не вся техника, вышедшая из строя от боевых повреждений, относилась к безвозвратным потерям. Ниже приведены данные о боевой технике, выведенной из строя от боевых повреждений за девять с небольшим лет пребывания советских войск в Афганистане:
- 1340 танков Т-62;
- около 1675 гусеничных БМП и БМД;
- 3175 колесных БТР и БРДМ;
- 645 образцов наземной артиллерии и минометов;
- 200 противотанковых средств;
- 670 единиц зенитной артиллерии и ПЗРК;
- 5775 автомобилей и СПВ.
Кроме потерь, относящихся к службам управления вооружения, зафиксированы как безвозвратные потери:
- 1140 радиостанций на базовых машинах и командно-штабных машинах;
- 510 единиц инженерного оборудования на базовых машинах.
Безвозвратные потери по годам эксплуатации составляли (округленно):
1980 г.: 60 танков, 115 БМП и БМД, 140 БТР и БРДМ, 15 орудий и минометов, 370 автомобилей;
1981 г.: 100 танков, 140 БМП и БМД, 170 БТР и БРДМ, 55 орудий и минометов, 565 автомобилей и СПВ;
1982 г.: 40 танков, 105 БМП и БМД, 140 БТР и БРДМ, 60 орудий, 30 зенитных средств, 720 автомобилей;
1983 г.: 30 танков, 95 БМП и БМД, 150 колесных БТР и БРДМ, 60 орудий, 25 зенитных средств, 770 автомобилей;
1984 г.: 35 танков, 145 гусеничных БМП и БМД, 185 колесных БТР, 50 орудий, 20 зенитных средств, 545 автомобилей;
1985 г.: 30 танков, 130 БМП и БМД, 220 БТР и БРДМ, 90 орудий и минометов, 10 зенитных средств, 610 автомобилей;
1986 г.: 40 танков, 130 БМП и БМД, 190 БТР и БРДМ, 70 орудий и ПТС, 70 зенитных средств, 565 единиц автотехники;
1987 г.: 20 танков, 95 БМП и БМД, 140 БТР и БРДМ, 70 орудий и ПТС, 40 зенитных средств, 440 автомашин;
1988 г.: 25 танков, 90 БМП и БМД, 125 БТР и БРДМ, 45 орудий, 40 зенитных средств, 315 автомобилей и СПВ;
1989 г.: 5 танков, 10 БМП и БМД, 15 БТР и БРДМ, одно орудие, 85 автомобилей и СПВ.
Проверка готовности БМП-2Д к боевому применению.
Основные потери гусеничной бронетанковой техники приходились на подрывы на фугасах и минах, обстрелы из гранатометов, а также съезды и опрокидывания в ущелья из-за нарушения правил вождения в горных условиях. Колесные бронетранспортеры и автомобили выводились из строя в результате массированных обстрелов колонн машин. Бронетанковая техника понесла большой урон от так называемой «минной войны» на всех коммуникациях и маршрутах.
Причинами преждевременного выхода из строя становились не только боевые повреждения, но и нарушения правил эксплуатации, а порой и конструктивные, производственные и технологические дефекты. Подчас техника ломалась раньше срока из-за того, что отвечала требованиям эксплуатации для Восточно-европейского ТВД, но не соответствовала условиям климата и труднопроходимой горной и песчано-пустынной местности Афганистана. Боевые машины работали в этой ситуации на износ и зачастую не вписывались в те нормативы, которые были установлены заводами-производителями. Эти недостатки подробно рассматривались на прошедшей в апреле 1988 г. научно-практической конференции армии. Там же были обобщены предложения по совершенствованию образцов ВВТ и их эксплуатации по опыту девяти лет боевых действий в Афганистане. Но об этом чуть ниже.
Для сравнения приведем данные по выходу из строя техники и вооружения из-за отказов и неисправностей в ходе нарушения правил эксплуатации и несоблюдения временных нормативов по обслуживанию систем, узлов и агрегатов вооружения.
В 1986 г. неисправности были выявлены на 654 образцах наземной артиллерии, зенитных и противотанковых средствах, из которых 271 был восстановлен текущим ремонтом, 101 — средним, в капитальный ремонт отправлено 217 и списано 65. За этот же период из-за нарушений правил эксплуатации из строя было выведено 4038 танков, из них потребовал проведения текущего ремонта 3581, среднего ремонта — 248, капитального ремонта — 198 и списания — 12.