Предыдущая Оглавление Следующая

BrD4038.jpg

Ракета Р-21

Исходя из успешного выполнения промежуточных этапов отработки подводного старта Министерство обороны СССР к началу 1958 г. подготовило предложение о разработке стартующих из-под воды ракет Р-19 с дальностью 1000 км (для ПЛ проекта 639) и Р-20 с дальностью 600 км (для ПЛ проекта 629). Работу предлагалось поручить ОКБ-586, так как украинские специалисты успешно завершали отработку Р-12, а СКБ-385 в это время, напротив, находилось в критической стадии выживания, героически преодолевая годичное отставание в создании Р-13. Партия и правительство постановлением от 20 марта 1958 г. задали ОКБ-586 разработку комплекса Д-4 для дизель-электрических подводных лодок проекта 629 и атомных подводных лодок проекта 658 с подводным стартом баллистических ракет на дальность 600—800 км и аналогичного комплекса Д-5 с дальностью 1000—1200 км для атомных подводных лодок проекта 639.

Кооперация разработчиков, в основном, была той же, что и по теме Р-15.

С отказом от строительства АПЛ проекта 639 работы по Д-5 прекратились.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1959 г. определялась максимальная дальность ракет комплекса Д-4 — 800 км, откорректирован тип заряда головной части. Этим постановлением начало летных испытаний переносилось на май 1961 г. с представлением комплекса на зачетные испытания спустя год. Разработка двигателя передавалась от Д. Д. Севрука A.M. Исаеву.

Однако вскоре ситуация с Д-4 радикально изменилась. Дело в том, что еще с конца 1956 г. коллективом ОКБ-586 М.К. Янгеля в условиях жесткой конкуренции с ОКБ-1 С.П. Королева велись работы по первой отечественной межконтинентальной баллистической ракете (МБР) на долгохранимом топливе Р-16 (8К64). С началом испытаний Р-7 (королевского ОКБ-1) подтвердилась практическая реализуемость и исключительная боевая ценность МБР, но при этом выявилась и абсолютная непригодность данного комплекса к сколько-нибудь массовому развертыванию из-за высокой трудоемкости строительства колоссальных стартовых сооружений и их крайней уязвимости.

Несмотря на упорное противодействие С.П. Королева, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 мая 1959 г. была ускорена разработка по настоящему боевой Р-16. Для ее завершения в 1960 г. ОКБ-586 освобождалось от ряда других тем. Так, при полном взаимопонимании М.К. Янгеля и В.П. Макеева, которые придерживались схожих взглядов и подходов, выполнение ОКР по созданию ракеты, осуществляющей старт из подводного положения носителя, передавалось СКБ-385, где ранее уже прорабатывали свою ракету с подводным стартом — Р-13М (модернизированный вариант Р-13).

BrD4039.jpg

Компоновочная схема БР Р-21:
1   — головная часть;
2   
— обтекатель;
3   — аппаратура системы управления;
4   — бак окислителя;
5  — направляющие бугели;
6   — бак горючего;
7    — стабилизаторы;
8   — двигательная установка.

 

 

BrD4040.jpg
Конструктивная схема БР Р-21.

Предыдущая Оглавление Следующая