Еще в 1958 г., сразу же после выхода постановления правительства о создании ракеты, ЦКБ-16 подготовило и в декабре представило в Госкомитет по судостроению и ВМФ предэскизный проект 629П лодки с комплексом Д-4.
Эскизный проект 629П, определивший основные элементы корабля при установке нового комплекса, по решению Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам разрабатывался уже под новым номером 629Д4 и в июле 1960 г. был одобрен ГКС и ВМФ.
Разработку технического проекта было решено начать после завершения испытаний комплекса Д-4 на подводной лодке проекта 629Б, т.е. после окончательного определения приборного состава систем комплекса, стартовой установки, массогабаритных характеристик ракеты и остальных элементов, апробированных на экспериментальной подводной лодке проекта 629Б. Однако еще до завершения этих испытаний Государственный комитет Совета Министров СССР по судостроению включил в план ЦКБ-16 на 1962 г. разработку технического проекта перевооружения подводных лодок проекта 629 с целью повышения их боевой эффективности, присвоив ему номер 629А. ЦКБ-16 приступило к этим работам в начале 1962 г. Главными наблюдающими за проектом были назначены И.И. Лягин и А.Г. Вызольмирский. Наблюдающими по проекту 629А от военной приемки стали И.В. Дубовиченко и В.В. Нестеренко.
При разработке ТТЗ специалисты ВМФ проявляли большое желание при переоборудовании кораблей улучшить их обитаемость и установить абсолютный лаг для улучшения навигации в подводном положении, но выполненные в ЦКБ-16 проработки показали невозможность реализации этих пожеланий из-за отсутствия резервов остойчивости и ограниченности запасов электроэнергии аккумуляторной батареи (АБ).
Проектом предусматривался демонтаж на подводных лодках проекта 629 ракетного комплекса Д-2 (пусковых шахт и систем, его обслуживающих) с последующей установкой нового ракетного комплекса Д-4 с новыми пусковыми шахтами со стартовой установкой СМ-87-1, новыми системами, устройствами, приборами и другим оборудованием, замена аккумуляторной батареи 46СУ на более энергоемкую 48СМ с системой водяного охлаждения и механического перемешивания электролита, установка новых газоанализаторов ТП116М, а также ряд улучшений некоторых технических средств (дистанционного контроля температуры подшипников линии вала и т.п.).
Технический проект 629А был представлен на рассмотрение ГУК ВМФ и Госкомитета по судостроению в июле 1962 г. В сентябре 1962 г. ЦКБ-34 закончило разработку документации для серийного изготовления установки СМ-87-1, и началось ее серийное изготовление. Переоборудование было поручено северодвинскому предприятию «Звездочка» (№893) и Дальзаводу (№202) во Владивостоке в кооперации с Севмашпредприятием (Северодвинск) и заводом имени Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре), которые должны были изготавливать детали прочного корпуса, стаканы шахт и различные детали из поковок.
Не дожидаясь утверждения технического проекта, состоявшегося в октябре, ЦКБ-16 приступило к разработке документации. Эта инициатива обеспечила к концу 1962 г. модернизационные работы по проекту 629А на заводах №893 и 202 (как раз к моменту завершения испытаний комплекса Д-4 на подводной лодке проекта 629Б). В марте 1963 г. этим заводам был передан полный комплект сдаточной и эксплуатационной документации, но ВМФ предоставил для переоборудования подводные лодки лишь в 1964 г.
Первым кораблем, выделенным под модернизацию по проекту 629А, стала подводная лодка с оперативным номером К-88 (заводской номер 807), которая встала к причальной стенке завода «Звездочка» в Северодвинске в августе 1964 г., однако полномасштабные работы начались только в следующем году. Старшим строителем — ответственным сдатчиком корабля на «Звездочке» назначили грамотного инженера, отличного организатора, интеллигентного (совершенно не пользовавшегося общероссийской «терминологией») В.А. Киселева (позже он работал в одном из главков МСП). Строителем по вооружению у него был В.А. Бирюков (впоследствии главный инженер судоремонтного завода «Нерпа»). Ведущим военпредом по кораблю назначили инженер-капитана 2 ранга В.Н. Ромашова.
В 1964 г. были готовы рабочие чертежи на изменяемую часть прочного корпуса в районе IV отсека и выданы заводу списки чертежей проекта 629, подходящие для проекта 629А, а затем и все чертежи на изменяемые конструкции.
Основные тактико-технические элементы подводной лодки проекта 629А |
|
Водоизмещение, м3: |
|
надводное |
2820 |
подводное |
3553 |
Основные размерения (наиб.), м: |
|
длина |
98,9 |
ширина по наружному корпусу |
8,2 |
ширина по стабилизаторам |
10,0 |
высота (по крышу ограждения) |
16,5 |
Осадка наибольшая, м |
8,5 |
Предельная глубина погружения, м |
300 |
Скорость, уз.: |
|
в надводном положении |
17 |
в подводном положении |
14 |
Дальность плавания, мили: |
|
в надводном положении |
26000 |
в подводном положении |
400 |
Автономность, сут. |
70 |
Численность экипажа, чел |
87 |
Вооружение: |
|
ракетное: |
|
тип комплекса |
Д-4 |
количество и тип ракет |
3хР-21 |
система управления ракетным комплексом |
ИПЭСУ |
торпедное, калибра 533 мм, шт.: |
|
носовые аппараты |
4 |
кормовые аппараты |
2 |
приборы управления торпедной стрельбой |
«Ленинград-629» |
Штурманский навигационный комплекс «Сигма-629А» |
1 |
Радиолокационное вооружение (станции): |
|
«Хром-КМ» |
1 |
«Накат-М» |
1 |
РЛК-101 |
1 |
Гидроакустическое вооружение (станции): |
|
МГ-10 |
1 |
«Арктика-М» |
1 |
МГ-15 |
1 |
Перископные устройства: |
|
«Сегмент-8» |
1 |
ПЗН-9 |
1 |