Предыдущая Оглавление Следующая

Группа конструкторов Сормовского завода:
-  заместитель главного конструктора А.С. Окунев;
-  начальник конструкторского сектора Н.И. Юрыгин;
-  группа моторной установки: руководитель С.А. Розенберг, конструкторы А.Т. Корнилин, В.И. Мельников;
-  группа корпуса и башни: руководитель А.А. Рыбаков;
-  группа ходовой части: руководитель А.И. Пронин, конструкторы И.Г. Алпатов, Н.И. Казанская;
-  группа вооружения: руководитель М.Г. Антипин;
-  группа трансмиссии: руководитель А.С. Кряжев;
-  группа расчетов: руководитель В.И. Дикарев;
-  группа эксплуатационной документации: руководитель А.Н. Аксенов.

Группа конструкторов Челябинского тракторного завода:
заместитель главного конструктора П.М. Ефимов;
- бюро трансмиссии: начальник М.С. Кавьяров;
- бюро моторной установки: начальник Д. Н. Скворцов, конструктор Писаревский;
- бюро вооружения: начальник Б.И. Яковлев.

Были разработаны два варианта эскизно-технического проекта.

Первый вариант (руководитель Л.С. Троянов) предполагал, в основном, использование общей Сормовской компоновки (силовой установки, трансмиссии, ходовой части), за исключением обеспечения плавучести, за счет водоизмещения корпуса.

Второй вариант (руководитель Н.Ф. Шашмурин) предусматривал совершенно другую, отличную от Сормовского варианта, компоновку и конструкцию агрегатов и узлов танка:
-  использование 6-цилиндрового дизеля мощностью 240 л.с. («половинка» двигателя В-2);
-  заимствование основных узлов трансмиссии танка Т-34: 5-скоростной коробки передач, бортовых фрикционов с уменьшенными по ширине тормозными барабанами и количеством дисков трения;
-  совершенно новое решение по конструкции водяных движителей — водометных вместо винтовых;
-  эжекционную систему охлаждения с индивидуальным отводом отработанных газов из каждого цилиндра в эжектор;
- обеспечение запаса плавучести, создающегося основным корпусом танка.

PT76D006.jpg PT76D007.jpg
Справа налево: Окунев Александр Степанович — заместитель главного конструктора завода «Красное Сормово» по танкостроению; Корнилин Александр Тимофеевич — старший инженер-конструктор завода «Красное Сормово»; Шашмурин Николай Федорович — заместитель главного конструктора ленинградского Кировского завода. Озеро Тургояк под г. Челябинском, май 1950 г. Во время заводских испытаний первых образцов ПТ-76 и БТР-50. Район г. Ялуторовска Тюменской обл., июнь 1950 г. Справа: Рыбаков Александр Александрович — руководитель конструкторской группы корпуса и водоходных расчетов (впоследствии секретарь парткома завода «Красное Сормово»). Слева: Корнилин Александр Тимофеевич — старший инженер-конструктор группы силовой установки ОТК завода «Красное Сормово» (впоследствии заместитель главного конструктора СТЗ).

Рассмотрение проектов вариантов танка на техническом совете ЧТЗ при непосредственном участии директора завода С.А. Скачкова и главного инженера А.Н. Демьяновича (проекты представляли главный конструктор Ж.Я. Котин, заместители главного конструктора Н.Ф. Шашмурин и Л.С. Троянов, руководители конструкторских бюро и ведущие конструкторы) продолжалось несколько дней (так скрупулезно рассматривали каждый узел и агрегат).

Технический совет решил принять проект Н.Ф. Шашмурина для представления в Министерство транспортного машиностроения и НТК ГБТУ Министерства Вооруженных Сил СССР.

В начале ноября 1949 г. эскизно-технический проект был одобрен, рекомендовалось изготовить и испытать опытные заводские образцы. Стоит отметить, что проект разработали в рекордно короткие сроки — за 1,5 месяца! Заводской образец ПТ-76 изготовили также в рекордные сроки: в феврале 1950 г. начались заводские испытания опытного ПТ-76! В цехе, где собрали первый танк, состоялся торжественный «митинг», где с поздравлением коллективу конструкторов и завода выступил заместитель министра транспортного машиностроения СССР С.Н. Махонин.

Учитывая большой вклад в разработку плавающих танков и бронетранспортеров коллектива конструкторов завода «Красное Сормово» (этот коллектив обеспечил в значительной степени быстроту разработки и качество конструкции ПТ-76 и БТР-50П уже под руководством Ж.Я. Котина), уместно вспомнить имена основных разработчиков:
- руководители работ: заместитель главного конструктора Александр Степанович Окунев и начальник сектора Николай Иванович Юрыгин;
- компоновка машины: Борис Иванович Табурдановский;
- корпус машин и общие расчеты (плавучесть, остойчивость и пр.): Александр Александрович Рыбаков, Виталий Иванович Дикарев;
- вооружение и башня: Михаил Георгиевич Антипин; Александр Васильевич Третьяков, Михаил Саввич Белоусов;
- ходовая часть: Александр Иванович Пронин, Иван Георгиевич Алпатов, Ольга Ивановна Соболева;
- трансмиссия: Анатолий Семенович Кряжев;
- силовая установка: Сергей Алексеевич Розенбергер, Александр Тимофеевич Корнилин;
- электрооборудование: Анатолий Семенович Соснин, Нина Соснина;
- общетехническая и эксплуатационная документация: Аристарх Никитович Аксенов.

Предыдущая Оглавление Следующая