Фирма «Нортроп» разработала специальную систему автоматической проверки ракет «Поларис», находящихся на борту атомных подводных лодок и вспомогательных судов, предназначенных для обслуживания этих лодок, DATICO
(Digital Automatic Tape Intelligence Cheak-Out). Распределительный щит этой системы обслуживал
все блоки каждой из 16 ракет и мог выполнять следующие операции:
- непрерывную проверку всех основных блоков ракеты с момента ее погрузки на корабль;
- периодическую экспериментальную проверку систем пуска и управления ракетой;
- полную проверку узлов ракеты в период предстартовой подготовки.
В систему DATICO входили программный блок со считывающим устройством, система развертки, блок переключения программ, селектор, генератор тактовых импульсов, блок сравнения и блок индикаторов с печатающим устройством.
Перед стартом ракеты бортовая аппаратура подключалась к корабельной системе приборов управления ракетной стрельбой (ПУРС) типа Мк-80, примененной впервые на одиннадцати лодках типа «Джордж Вашингтон» и «Этен Аллен». При этом в аппаратуру управления начинали непрерывно поступать данные, задающие координаты траектории и величину скорости полета ракеты в конце активного участка. Одновременно производилась ориентация и раскрутка гироскопов и т.д.
Аппаратура ПУРС состояла из вычислительной машины с блоками памяти, хранящими информацию о возможных целях, и оптико-электронного устройства, служащего для контроля ориентации стабилизированной платформы.
С помощью вычислительной машины ПУРС решались следующие основные задачи:
- рассчитывалась траектория полета ракеты;
- определялась местная вертикаль и производилась ориентация стабилизированной платформы бортовой аппаратуры;
- в бортовую систему управления вводились величины необходимой скорости полета ракеты в конце активного участка траектории;
- фиксировались отклонения масштабных коэффициентов акселерометра;
- осуществлялся непрерывный контроль за бортовой аппаратурой ПУРС и готовностью ракеты к старту.
Бортовая система ПУРС связана с навигационным комплексом SINS (Ship Inertial Navigation System), от которого поступали данные о текущих координатах самого корабля с точностью долей километра, а также сведения о килевой и бортовой качке лодки, о возможном сносе, вызванном подводными течениями.
Подводные лодки типа «Джордж Вашингтон», вооруженные ракетами «Поларис А-1» |
|||||||
№ п/п |
Название ПЛ |
Номер лодки |
Головная судостроительная верфь |
Дата спуска на воду |
Дата передачи ВМС США |
Дата вступления в состав ВМС США |
Год вывода из состава |
1. |
«Джордж Вашингтон» |
SSBN-598 |
Electric Boat |
9.06.59 |
30.12.59 |
15.11.60 |
1985 |
2. |
«Патрик Генри» |
SSBN-599 |
Electric Boat |
22.09.59 |
9.04.60 |
30.12.60 |
1984 |
3. |
«Теодор Рузвельт» |
SSBN-600 |
Mare Island Naval Shipyard |
3.10.59 |
13.02.61 |
19.07.61 |
1981 |
4. |
«Роберт Ли» |
SSBN-601 |
Navport Navs Shipbuilding and Dock |
18.12.59 |
16.09.60 |
2.05.61 |
1983 |
5. |
«Авраам Линкольн» |
SSBN-602 |
Portsmouth Naval Shipyard |
14.05.60 |
11.03.61 |
28.08.61 |
1981 |
Принцип действия этой системы состоял в непрерывном измерении ускорения одновременно в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. На стабилизированной платформе, которая с помощью гироскопов удерживалась в плоскости горизонта и в направлении север-юг, устанавливались акселерометры. Они постоянно измеряли отдельные составляющие ускорения и передавали информацию в вычислительное устройство, которое, в свою очередь, введя поправки, выдавало сведения о широте, долготе и скорости лодки.
В навигационном посту ракетной подводной лодки размещались следующие узлы и устройства:
- три комплекса системы SINS, смонтированных на стабилизированной платформе;
- стабилизированный перископ типа II для использования в целях астронавигации из подводного положения;
- радионавигационная система;
- две специальные вычислительные машины типа NAVDAC.
Каждая система SINS, включавшая гироплатформу с тремя гироскопами и акселерометрами, служила для определения направления на истинный север, положения подводной лодки относительно вертикали и измерения ее скорости. Система была защищена от влияния помех и могла быть использована для вывода подводной лодки в заданное место без использования внешних ориентиров.
Оптическая система автоматического слежения за звездами имела свою аналого-цифровую вычислительную машину STARDAC для выработки данных, обеспечивавших стабилизацию системы. В это устройство вводились данные о движении лодки, полученные от системы SINS. При помощи счетно-решающего устройства STARDAC обеспечивалась направленность перископа на выбранную звезду и определялось положение лодки. Соответствующая информация вводилась в устройство NAVDAC, куда поступали также данные непосредственно от трех систем SINS и от радиолокационной системы.
Все три комплекса навигационной системы SINS работали независимо и параллельно. Их одновременное применение позволяло свести к минимуму ошибки в определении истинного местоположения корабля, поскольку поступавшие с их выходов данные взаимно корректировали друг друга.
Таким образом, данные, вырабатываемые всеми элементами системы управления, непрерывно сравнивались и анализировались. В случае появления недопустимого по величине отклонения того или иного параметра по сравнению с заданным в работу включалась вычислительная машина NAVDAC, вычислявшая поправку и вводившая исправленное значение данного параметра в соответствующее устройство системы управления. Навигационная система комплекса включала также успокоители качки подводной лодки с гироскопом весом около 23 т.
Система управления запуском Мк-80 фирмы «Дженерал Электрик» снабжалась комплектом перфокарт «Контрол Дата», куда вводились данные корабельного инерциального навигатора SINS. Корабельная система ПУРС Мк-80 вместе со вспомогательными системами (астронавигаторами, лагом, гирогоризонтом, радиопеленгаторами и пр.) непрерывно автоматически вырабатывала все необходимые данные для обеспечения старта и наведения ракеты (курс, скорость, крен, дифферент, рыскание, глубина погружения, координаты подводной лодки, скорость вращения земли и пр.).
Подводная обстановка освещалась активно-пассивным сонаром BQS-4, первая модификация которого позволяла с высокой достоверностью классифицировать цели на дальностях до 7200 м. Для определения надводной обстановки использовались локатор типа BRS-12 и два перископа. Для обеспечения связи и получения боевых приказов на лодке устанавливалось разнообразное радиооборудование.