Окрыленные успехом ракеты «Поларис А-1», американские ракетчики рьяно взялись за отработку ракеты следующей модификации — «Поларис А-2» (UGM-27B). Уже 10 ноября 1960 г. был произведен первый испытательный пуск этой БРПЛ с наземной пусковой установки на мысе Канаверал. 5 декабря осуществили второй запуск этой ракеты с макетом головной части. Дальность полета составила 2700 км. Всего с этой установки выполнили десять запусков: по одному в ноябре и декабре (1960 г.), в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне, июле и августе 1961 г. Сообщалось, что ракеты летали на дальность 2560—2575 км.
Но не все проходило гладко: из десяти пусков два оказались неудачными. Так, 6 февраля 1961 г. при попытке запуска ракеты «Поларис А-2» двигатель второй ступени ракеты начал работать на пусковой установке, вторая ступень оторвалась от первой и упала в 460 м от стартовой площадки. Первая ступень ракеты сгорела на пусковой установке. В первой половине апреля 1961 г. состоялся запуск ракеты «Поларис А-2» с наземной пусковой установки, но двигатель второй ступени ракеты не включился.
После отработки новой модификации ракеты при наземных пусках наступил этап отработки ракеты и систем при пусках с испытательного корабля «Обзервейшн Айленд». Всего с этого корабля было осуществлено семь запусков, из которых три оказались неудачными. Так, например, 27 июня 1961 г. ракета «Поларис А-2» отклонилась от цели на несколько десятков километров. Во второй половине августа 1961 г. был произведен очередной запуск ракеты «Поларис А-2» с испытательного корабля. Ракета отклонилась от курса и через 37 с после старта была подорвана.
Тактико-технические элементы подводных лодок типа «Этен Аллен» |
|
Размеры, м |
125,0 х 10,4x9,4 |
Водоизмещение, т: |
|
- надводное |
6900 |
- подводное |
7900 |
Запас плавучести, % |
15 |
Силовая установка |
Ядерный реактор 1 S-5W с водяным охлаждением и паровые турбины мощностью 15000 л.с. |
Скорость, узлов: |
|
- при надводном ходе |
15 |
- при подводном ходе |
20-22 |
Дальность плавания надводным ходом |
Не ограничена |
Глубина погружения, м |
400 (рабочая 270) |
Вооружение |
16 ракет «Поларис А-2», четыре 533-мм носовых торпедных аппарата, 12 торпед |
Радиолокационное оборудование |
Сонар: 1 BQR-7 Локатор/Радар: 1 WLR-1; 1 BPS-15 I/J band. Системы управления огнем: 1 Мк 113; 1 Мк 88 |
Подводная автономность, суток |
60-70 |
Экипаж (в том числе офицеров), чел. |
112 (12) |
Для отработки подводных пусков фирма «Локхид Эйркрафт» использовала пусковую трубу (как и для ракеты «Поларис А-1»). Выбрасываемые из трубы ракеты перехватывались после выхода из воды с помощью специальной нейлоновой сетки.
Первый успешный подводный пуск этой БРПЛ с ПЛАРБ «Этен Аллен», находившейся на глубине 24 м у побережья Флориды, состоялся 23 октября 1961 г. Ракета пролетела более 1600 км. 3 ноября 1961 г. с этой же лодки запустили еще три ракеты, причем лодка находилась на глубине около 30 м. Пуски прошли успешно, и ракеты приводнились в заданном районе примерно в 2400 км от места испытаний. Интервал между пуском первой и второй ракет составил 99 минут.
Ракеты «Поларис А-2» использовались в 1962 г. для испытаний и отработки некоторых узлов и деталей ракеты «Поларис А-3». Пуски производились как с наземной пусковой установки на мысе Канаверал, так и с подводных лодок, возвращавшихся с боевого патрулирования. Позже в печати отмечалось, что на Восточном (Атлантическом) полигоне было запущено 18 ракет «Поларис А-2» для испытаний головных частей и других узлов БРПЛ следующих модификаций.
Данные об испытательных запусках ракеты «Поларис А-2» в 1961 г. |
||||
Место запуска |
Общее количество запусков |
Успешные запуски |
Частично успешные запуски |
Неудачные запуски |
С наземной установки |
10 |
8 |
- |
2 |
С испытательного корабля |
7 |
4 |
- |
3 |
Серийное производство и поставка двухступенчатых баллистических ракет «Поларис А-2» (UGM-27B) начались в конце 1962 г. Они находились в строю еще меньше, чем их предшественницы. Уже в сентябре 1964 г. первая укомплектованная ими ПЛАРБ встала на перевооружение.
В 1964 г. на испытательной станции фирмы «Аэроджет Дженерал» в г. Сакраменто (шт. Калифорния) проводились огневые испытания РДТТ первой ступени ракеты «Поларис А-2». Этот двигатель в течение двух лет хранился в горизонтальном положении (при температуре 43°С), а затем еще два года в вертикальном положении. Относительная влажность в помещении, где находился двигатель, составляла 5—30%. Испытания показали, что топливо не утратило своих первоначальных характеристик. Тем не менее ВМС США установили длительность хранения снаряженных РДТТ ракет «Поларис А-2» 5 лет, в связи с чем находящиеся на боевом дежурстве ракеты должны были периодически заменяться.
Ракеты новой модификации предполагалось разместить на ПЛАРБ типа «Этен Аллен». Эти подводные лодки строились уже по специальному («ракетному») проекту и несколько отличались от ПЛАРБ первой серии увеличенным водоизмещением за счет больших основных размеров.
Архитектура ПЛАРБ типа «Этен Аллен», в принципе, не отличалась от архитектуры подводных лодок типа «Джордж Вашингтон». Изменения были связаны главным образом с улучшением обитаемости и совершенствованием системы ракетной стрельбы. Был удлинен на 8,5 м ракетный отсек. Водоизмещение этой серии подводных ракетоносцев за счет общего удлинения на 9 м увеличилось примерно на 1000 т и составило 7900 т. Обтекаемость надстройки этих лодок, закрывающих верхние части и крышки ракетных шахт, улучшилась, скорость хода сохранилась примерно на прежнем уровне.