Предыдущая Оглавление Следующая

Испытания ракет: поиски нового или повторение старого?

Окрыленные успехом ракеты «Поларис А-1», американские ракетчики рьяно взялись за отработку ракеты следующей модификации — «Поларис А-2» (UGM-27B). Уже 10 ноября 1960 г. был произведен первый испытательный пуск этой БРПЛ с наземной пусковой установки на мысе Канаверал. 5 декабря осуществили второй запуск этой ракеты с макетом головной части. Дальность полета составила 2700 км. Всего с этой установки выполнили десять запусков: по одному в ноябре и декабре (1960 г.), в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне, июле и августе 1961 г. Сообщалось, что ракеты летали на дальность 2560—2575 км.

Но не все проходило гладко: из десяти пусков два оказались неудачными. Так, 6 февраля 1961 г. при попытке запуска ракеты «Поларис А-2» двигатель второй ступени ракеты начал работать на пусковой установке, вторая ступень оторвалась от первой и упала в 460 м от стартовой площадки. Первая ступень ракеты сгорела на пусковой установке. В первой половине апреля 1961 г. состоялся запуск ракеты «Поларис А-2» с наземной пусковой установки, но двигатель второй ступени ракеты не включился.

После отработки новой модификации ракеты при наземных пусках наступил этап отработки ракеты и систем при пусках с испытательного корабля «Обзервейшн Айленд». Всего с этого корабля было осуществлено семь запусков, из которых три оказались неудачными. Так, например, 27 июня 1961 г. ракета «Поларис А-2» отклонилась от цели на несколько десятков километров. Во второй половине августа 1961 г. был произведен очередной запуск ракеты «Поларис А-2» с испытательного корабля. Ракета отклонилась от курса и через 37 с после старта была подорвана.

Тактико-технические элементы подводных лодок типа «Этен Аллен»

Размеры, м

125,0 х 10,4x9,4

Водоизмещение, т:

- надводное

6900

- подводное

7900

Запас плавучести, %

15

Силовая установка

Ядерный реактор 1 S-5W с водяным охлаждением и паровые турбины мощностью 15000 л.с.

Скорость, узлов:

- при надводном ходе

15

- при подводном ходе

20-22

Дальность плавания надводным ходом

Не ограничена

Глубина погружения, м

400 (рабочая 270)

Вооружение

16 ракет «Поларис А-2», четыре 533-мм носовых торпедных аппарата, 12 торпед

Радиолокационное оборудование

Сонар: 1 BQR-7 Локатор/Радар: 1 WLR-1; 1 BPS-15 I/J band. Системы управления огнем: 1 Мк 113; 1 Мк 88

Подводная автономность, суток

60-70

Экипаж (в том числе офицеров), чел.

112 (12)

Для отработки подводных пусков фирма «Локхид Эйркрафт» использовала пусковую трубу (как и для ракеты «Поларис А-1»). Выбрасываемые из трубы ракеты перехватывались после выхода из воды с помощью специальной нейлоновой сетки.

Первый успешный подводный пуск этой БРПЛ с ПЛАРБ «Этен Аллен», находившейся на глубине 24 м у побережья Флориды, состоялся 23 октября 1961 г. Ракета пролетела более 1600 км. 3 ноября 1961 г. с этой же лодки запустили еще три ракеты, причем лодка находилась на глубине около 30 м. Пуски прошли успешно, и ракеты приводнились в заданном районе примерно в 2400 км от места испытаний. Интервал между пуском первой и второй ракет составил 99 минут.

Ракеты «Поларис А-2» использовались в 1962 г. для испытаний и отработки некоторых узлов и деталей ракеты «Поларис А-3». Пуски производились как с наземной пусковой установки на мысе Канаверал, так и с подводных лодок, возвращавшихся с боевого патрулирования. Позже в печати отмечалось, что на Восточном (Атлантическом) полигоне было запущено 18 ракет «Поларис А-2» для испытаний головных частей и других узлов БРПЛ следующих модификаций.

Данные об испытательных запусках ракеты «Поларис А-2» в 1961 г.

Место запуска

Общее количество запусков

Успешные запуски

Частично успешные запуски

Неудачные запуски

С наземной установки

10

8

-

2

С испытательного корабля

7

4

-

3

Серийное производство и поставка двухступенчатых баллистических ракет «Поларис А-2» (UGM-27B) начались в конце 1962 г. Они находились в строю еще меньше, чем их предшественницы. Уже в сентябре 1964 г. первая укомплектованная ими ПЛАРБ встала на перевооружение.

В 1964 г. на испытательной станции фирмы «Аэроджет Дженерал» в г. Сакраменто (шт. Калифорния) проводились огневые испытания РДТТ первой ступени ракеты «Поларис А-2». Этот двигатель в течение двух лет хранился в горизонтальном положении (при температуре 43°С), а затем еще два года в вертикальном положении. Относительная влажность в помещении, где находился двигатель, составляла 5—30%. Испытания показали, что топливо не утратило своих первоначальных характеристик. Тем не менее ВМС США установили длительность хранения снаряженных РДТТ ракет «Поларис А-2» 5 лет, в связи с чем находящиеся на боевом дежурстве ракеты должны были периодически заменяться.

Атомные ракетные подводные лодки типа «Этен Аллен»

Ракеты новой модификации предполагалось разместить на ПЛАРБ типа «Этен Аллен». Эти подводные лодки строились уже по специальному («ракетному») проекту и несколько отличались от ПЛАРБ первой серии увеличенным водоизмещением за счет больших основных размеров.

Архитектура ПЛАРБ типа «Этен Аллен», в принципе, не отличалась от архитектуры подводных лодок типа «Джордж Вашингтон». Изменения были связаны главным образом с улучшением обитаемости и совершенствованием системы ракетной стрельбы. Был удлинен на 8,5 м ракетный отсек. Водоизмещение этой серии подводных ракетоносцев за счет общего удлинения на 9 м увеличилось примерно на 1000 т и составило 7900 т. Обтекаемость надстройки этих лодок, закрывающих верхние части и крышки ракетных шахт, улучшилась, скорость хода сохранилась примерно на прежнем уровне.

Предыдущая Оглавление Следующая