Опытный самолет СМ-12ПМ с ракетами К-5М (РС-2У)
После принятия на вооружение в 1956 г система получила наименование С-1-У, самолет — МиГ-17ПФУ, а сама ракета — РС-1У (реактивный снаряд первый управляемый). Четыре ракеты РС-1У («изделие М») размещались на пусковых установках АПУ-3 с замками-держателями 369-Ш.
В соответствии с декабрьским правительственным постановлением 1954 г. 40 ракетоносцев МиГ-17ПФУ(СП-15) выпустили в 1956 г. на заводе №21 в Горьком. В 1956 г. провели войсковые испытания, завершив их с положительными результатами.
МиГ-17, по сути, представлял собой «исправленное и дополненное издание» знаменитого МиГ-15, вполне соответствуя своему первоначальному наименованию МиГ-15бис-45 (т.е. вариант МиГ-15 со стреловидностью крыла, увеличенной с 35 до 45°). Тем не менее именно этот самолет, не слишком примечательный как летательный аппарат, в трех своих модификациях стал революционным новшеством в развитии систем вооружения нашей авиации как первый серийный всепогодный перехватчик (МиГ-17П, МиГ-17ПФ) и первый истребитель-ракетоносец (МиГ-17ПФУ) советских ВВС. К сожалению, возможности РЛС и управляемых ракет были крайне ограничены. Ракеты с наведением по лучу могли применяться только по неманеврирующим целям и быстро теряли эффективность с увеличением дальности.
Еще одним носителем новой системы вооружения стал двухдвигательный перехватчик Як-25. Технический проект оснащения его новыми ракетами, подготовленный осенью 1954 г., включал в себя замену штатной РЛС «Сокол» на «Изумруд-2», установку пилонов подвески ракет между двигателями и фюзеляжем, снятие пушечного вооружения и установку дополнительного оборудования. Доработанный перехватчик получил обозначение Як-25К, а весь комплекс перехвата — Як-25К-5. Однако количество этих перехватчиков было крайне мало: упоминается лишь одна группа ракетоносцев Як-25, базировавшаяся на восточном побережье Каспийского моря, у Красноводска.
Истребитель-перехватчик МиГ-19ПМ с ракетами К-5М (РС-2У).
Серийное производство ракет класса «воздух—воздух» сначала было освоено на заводе №455 в подмосковном Калининграде. Этот поселок незаметно переходил в город Калининград у станции Подлипки, более известный как месторасположение ОКБ-1 (ныне головное предприятие РКК «Энергия»), в 1950— 1960-е гг. возглавлявшееся легендарным главным конструктором С.П. Королевым. По иронии судьбы заводом №455 руководил Ю.Н. Королев, со временем получивший не очень приятное прозвище «Королев маленький». Так или иначе, в последние годы Калининград переименовали в город Королев, разумеется, без каких-либо инициалов.
В 1956—1957 гг. было выпущено около трех тысяч К-5. В дальнейшем на нескольких заводах ежегодно производилось многократно большее число ракет в модернизированных вариантах К-5М и К-5МС.
Как уже отмечалось, первая отечественная система управляемого ракетного вооружения истребителей была далека от совершенства. Максимальная дальность пуска ракет с МиГ-17 в хвост атакуемой мишени (диапазон дальности стрельбы ШМ) составляла 2—3 км, но старт ракет производился только после захвата цели на автосопровождение самолетной РЛС РП-1-У, номинально осуществляемого на дальности до 3,5—4 км, а на практике гарантированного лишь при сближении с целью на 2 км. В течение всего времени наведения ракеты летчик должен был удерживать цель в центре индикатора РЛС. Это исключало какие-либо маневры, ограничивало сектор атаки узким конусом от хвоста цели, не позволяло атаковать цель, идущую с превышением по отношению к перехватчику. Кроме того, противник мог очень эффективно использовать маневр для срыва сопровождения РЛС и, тем самым, наведения ракет.
К тому же, для компенсации дополнительной нагрузки с перехватчиков сняли пушечное вооружение, так что в случае неудачной ракетной атаки у летчика оставался лишь один доступный путь для выполнения боевой задачи — пойти на таран.
В 1956 г. основной носитель РС-1У МиГ-17 уже не был последним словом истребительной авиации. После выпуска небольшой серии в четыре десятка МиГ-17ПФУ авиапромышленность в том же году приступила к выпуску первых семи сверхзвуковых ракетоносцев МиГ-19ПМ (СМ-7А, «тип 60») на заводе в Горьком.
Работы по оснащению МиГ-19 ракетами начали еще в 1954 г. Для того чтобы подобные ракеты могли стать достойным оружием, требовалось увеличить высоту их применения по крайней мере до 15 км, а дальность стрельбы до 4—5 км. Причем сделать это следовало, не внося существенных изменений в аппаратуру ракеты, сохранив основные конструктивные элементы. А резервов у ШМ оставалось не так много, поскольку принятый способ наведения на цель по лучу РЛС вызывал целый ряд принципиальных ограничений. Но если ШМ еще могла рассматриваться как первый опыт введения управляемых ракет в состав вооружения истребителей-перехватчиков, то ее дальнейшее развитие должно было дать отечественным ВВС полноценное и эффективное оружие.