Летная отработка ракеты «Метеорит» с Ту-95МА.
Для обеспечения испытаний с 25 сентября 1979 г. стратегический ракетоносец пр. 667А К-420 (заводской номер 432) поступил на переоборудование на родной завод №402 в Северодвинске. После завершения модернизации по пр. 667М «Андромеда» 15 октября 1982 г. он был вновь спущен на воду. Вместо двух отсеков с 16 врезанными в прочный корпус вертикальными шахтами баллистических ракет Р-27 комплекса Д-5 были установлены три новых, с 12 контейнерными пусковыми установками СМ-290, расположенными в межкорпусном пространстве побортно, с наклоном 45° в сторону носовой оконечности. Несмотря на то, что диаметр прочного корпуса вновь введенного отсека уменьшили, ширина лодки возросла с 11,7 до 15 м, длина — с 128 до 152 м, а надводное и подводное водоизмещение выросли на 29 и 35%, достигнув, соответственно, 10100 и 13600 м3. Так как после завершения испытаний лодку предполагали использовать как боевую, на ней установили современный ГАК «Рубикон» вместо устаревшего «Керчь», а также и другое усовершенствованное оборудование.
Первый пуск «Метеорита-М» с подводной лодки состоялся 26 декабря 1984 г. В течение двух последующих лет был проведен еще один пуск. В общей сложности в процессе испытаний ракеты выполнили 70 пусков, в том числе 20 с самолета. Так как трасса пуска с полигона Капустин Яр была ограничена по длине, крылатая ракета в районе Балхаша разворачивалась и летела в обратном направлении. Так же по почти замкнутому маршруту проводились и пуски авиационной модификации на дальность, близкую к максимальной.
Состоялся и пуск в интересах отработки наиболее современных средств ПВО. Как и в упоминавшемся эпизоде «расстрела» П-5, маршрут и время полета крылатой ракеты были известны заранее. Несмотря на это, а также на то, что средства радиопротиводействия на «Метеорите» были отключены, зенитчики смогли сбить его только второй ракетой.
Однако, судя по ряду публикаций, вплоть до окончания летной отработки аварии повторялись слишком часто. Напряженность международной обстановки снижалась, положение военно-промышленного комплекса ухудшалось. В 1989 г. работы по «Метеориту» фактически прекратилось. Исходя из возможности боевого применения с использованием торпедного оружия, подводная лодка К-420 вернулась в состав Северного флота. Но время шло, флот быстро деградировал, и 5 июля 1994 г. К-420 ушла в отставку.
Будучи мощным генератором новых технических идей, Челомей долго хранил им верность. До конца 1940-х гг. он упорно держался за пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, а в последний период своего творчества — за идею скоростной крылатой ракеты, несмотря на то, что высокие летные характеристики достигались ценой увеличения габаритов и утяжеления ракеты, что неизбежно определяло сокращение боекомплекта носителя и наносило ущерб скрытности. Разумеется, против такой крылатой ракеты оказывались бессильными современные истребители и наиболее массовые зенитные ракетные комплексы. Принимались и соответствующие меры по обеспечению прорыва «Метеорита» через систему ПВО противника. При создании «Метеорита» был решен ряд сложнейших технических задач, при этом разработка одной из систем была удостоена премии Правительства Российской Федерации 2002 г.
Так или иначе, в силу ряда объективных и субъективных факторов, включая внезапную кончину Владимира Николаевича, разработку этой ракеты — прямого наследника П-5 — не удалось довести до успешного завершения.
Подводная лодка проекта 667М.