Предыдущая Оглавление Следующая

В своей книге «Что было, то было» В.В. Решетников не один раз говорит о «сотнях новорожденных станций», о «сотнях станций помех для самолетов дальней авиации». Не было «сотен». Масштабы производства аппаратуры «Резеда» представлены в явно искаженном виде. Не было и «заводов», имелся единственный серийный завод-изготовитель аппаратуры «Резеда»: куйбышевский «Экран». Я сделал туда запрос: за всю историю производства это предприятие выпустило всего 138 экземпляров аппаратуры «Резеда» всех литеров и модификаций [12].

Из рассказа В.В. Решетникова следует, что аппаратура «Резеда» по его настоянию не дошла до самолетов дальней авиации и застряла на складах. На вооружении ее, вроде, и не было. Но ведь это тоже не совсем так. Это решение сказалось только на последнем этапе изготовления изделия. А первые серийные партии в войска ушли и использовались в ВВС. Размещались они на самолетах Ан-12, Ил-38, Ту-22, Ту-124, Ту-144 и, конечно, Ту-16. Один из таких полков располагался в Липецке. Знаю об этом потому, что по линии надзора главного конструктора за использованием аппаратуры разработчикам приходилось посещать этот полк.

Когда заместитель главного конструктора Л.И. Большаков прибыл в Липецк, по документам установили, что в полку должны находиться шесть самолетов Ту-16, оборудованных изделиями «Резеда». Все самолеты оказались в наличии, с комплектацией согласно их паспортам. Но ни одна из станций «Резеда» не была работоспособной. Нет, ни одна станция не была разбита или повреждена механически, ни одна не была «сожжена». Но неумелые руки так разрегулировали выходные блоки, что требуемой излучаемой мощности выходного сигнала не было. Вот беда, если В.В. Решетникову или другим представителям руководства Дальней авиацией продемонстрировали эффективность «Резеды» как раз на таких экземплярах!

ВВС тут отставали в освоении нового вида радиоэлектронного вооружения: к эксплуатации этого сложного вида они еще не были в достаточной степени подготовлены. Лишь после проведения многодневных кропотливых работ правильная эксплуатация и регулировка изделий была налажена, а Л.И. Большаков получил в подарок как знак благодарности командования полка банку знаменитых маринованных липецких огурчиков...

SuREB019.jpg SuREB020.jpg

Дальний бомбардировщик Ту-22. Эти самолеты также оснащались «Резедой».

Главный конструктор заказа «Резеда» лауреат Государственной премии СССР Евгений Кузьмич Спиридонов (1922—1998).

Впрочем, пересказывать мою полемику с В.В. Решетниковым я не буду, она подробно изложена в статье [13], кто заинтересуется — пусть почитает.

В 2003 г. в связи с 60-летием ФГУП «ЦНИРТИ» вышел сборник, в котором была опубликована работа К.И. Фомичева и Л.М. Юдина [14]. В ней приведены краткие сведения и о прохождении заказа «Резеда». Непосредственно к теме указанной статьи — роли института в повышении помехозащищенности отечественных РЛС орудийной наводки и управления ЗРК — этот материал прямого отношения, вроде бы, и не имеет. К тому же, вывод статьи по этому разделу: «ОКР «Резеда» была выполнена своевременно» — совпадает с выводами [7, 13] и расходится с информацией, опубликованной в [ 11 ]. Так почему же я решил вступить в полемику с К.И. Фомичевым и Л.М. Юдиным о прохождении заказа «Резеда»?

Во-первых, потому, что участвовал в заказе «Резеда» со времени его открытия и до завершения и его прохождение видел своими глазами и прочувствовал, как говорится, на своей шкуре. Во-вторых, это видение во многом расходится с видением авторов [14], и для истории техники будет небезынтересно сравнение этих различающихся точек зрения. После опубликования статьи в сборнике я встретился с К.И. Фомичевым (Л.М. Юдина уже не было в живых, а болезнь, которой он страдал, — злокачественная опухоль в головном мозге — уже почти год до публикации исключала общение с ним). Он пояснил, что поскольку сам в заказе «Резеда» не участвовал, то приведенный раздел целиком подготовлен Л.М. Юдиным, что-то исправлять в этом разделе в создавшейся ситуации он считает невозможным.

Так что же писали авторы ? Процитирую текст дословно: «Головная роль была возложена на отдел 12 (начальник — И.Я. Альтман), и работы первоначально велись в двух лабораториях. В лаборатории 122 (начальник — Л.М. Юдин) коллектив сотрудников вел работы по базовой станции «Резеда», осуществлял разработку ретранслятора, рециркулятора радиоимпульсов, вопросов модуляции, а также сопровождение разработки ЛБВ... Лаборатория 124 (начальник — Б.Я. Резниченко) вела разработку блоков матричной памяти».

Все это правильно. Но почему-то опущено, чем занимались другие лаборатории головного отдела № 12 и сколько времени Л.М. Юдин возглавлял лабораторию №122.

Отдел № 12, и это авторы статьи отмечают правильно, с момента своего создания (ранее работа выполнялась в отделе № 15) был задуман как головной в заказе «Резеда». Главный конструктор заказа Е.К. Спиридонов тоже работал в этом отделе и возглавлял лабораторию №125. Она тоже сразу же подхватила работы по «Резеде», да иначе и быть не могло. В отделе насчитывалось пять лабораторий — №121, 122, 123, 124 и 125. Лаборатория №121 — начальник В.В. Огиевский. Лаборатория №122 — начальник, вернее, первое время и.о. начальника, — Л.М. Юдин. Лаборатория №123 — начальник Н.А. Стрелковский. Лаборатории №124 — начальник Б.Я. Резниченко. Лаборатория №125 — начальник, главный конструктор заказа «Резеда», как уже было сказано, Е.К.Спиридонов.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz