![]() |
![]() |
Старт ракеты МIМ-104. |
Перехват цели МIМ-104. |
Зенитная управляемая ракета MIM-104
ЗУР выполнена по бескрылой аэродинамической схеме и состоит из двигателя, боевой части, систем управления и наведения и обтекателя.
Обтекатель выполнен из керамического материала и в наиболее теплонапряженных местах покрыт кобальтовым сплавом. Под обтекателем находится плоская радиолокационная антенна MDAGS диаметром 305 мм, состоящая из блока наведения на конечном участке (ТС-6) и модульного блока наведения на среднем участке (ММР). Блок ММР размещается в боевой части и содержит навигационную аппаратуру и бортовую ЭВМ. Здесь же установлены инерциальный блок, вспомогательная электронная аппаратура, преобразователь сигналов, предохранительно-исполнительный механизм, антенны и осколочно-фугасный боевой заряд.
Головная часть ЗУР MIM-104.
Твердотопливная однорежимная двигательная установка ракеты ТХ-486 разработана фирмой «Тиокол». По наружной поверхности двигателя проложены два кабеля, по которым передаются сигналы от системы наведения на расположенные в хвостовой части ракеты органы системы управления. С помощью системы управления производится стабилизация ракеты и управление ее полетом для обеспечения необходимой точности стрельбы.
Блок воспламенителя двигательной установки расположен в передней части канала твердотопливного заряда. Форма этого заряда обеспечивает близкий к нейтральному закон изменения тяги двигателя по времени. Над сопловой зоной двигателя размещаются гидравлические приводы аэродинамических рулей, аккумулятор, баллон со сжатым газом, насос и масляный резервуар.
Температура в камере двигателя достигает 3483 К при давлении 9,96 мПа, расход продуктов сгорания — 45 кг/с, скорость их истечения из сопла — 2532 м/с. Средняя тяга двигателя составляет 109 кН при времени работы 11,5 с (по ряду сообщений, максимальная тяга достигает величины 130 кН).
Изготовленные на заводе ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), изготовленных из алюминиевого сплава. На внешней поверхности ТПК имеются узлы крепления, используемые во время проведения погрузочно-разгрузочных работ и при заряжании ПУ. Передняя часть контейнера закрыта армированной стекловолокном резиновой крышкой, которую ракета пробивает во время старта. Задняя часть контейнера закрыта крышкой из стеклопластмассы. В ТПК ракета находится на рельсовых направляющих и удерживается от перемещения до пуска стопорным устройством.
Как уже отмечалось, время реакции ЗРК «Патриот» было сведено к минимуму, в том числе и за счет предварительного разворота стрелы пусковой установки в направлении предполагаемого пуска ЗУР, а также за счет минимальной потери времени на выход ракеты на траекторию полета. При установке на местности за каждой ПУ закрепляется определенный сектор пространства, причем эти сектора многократно перекрываются. Этим достигается всеракурсность стрельбы ЗРК «Патриот», в отличие от ЗРК, использующих вертикально стартующие ракеты, разворот которых в сторону цели осуществляется после старта ракеты. В то же время следует отметить, что корреспонденту журнала «Флайт», который посетил летом 1981 г. завод фирмы «Рейтеон» в г. Лексингтоне, было сообщено, что в процессе разработки MIM-104 рассматривался и вариант ракеты, имевшей вертикальный старт и систему газодинамического управления. Однако этот вариант отвергли, поскольку «в тот период данная технология на американских ракетах подобных размеров не применялась».
Управление полетом ЗУР осуществляется с помощью комбинированной системы наведения. На начальном этапе полета реализуется программное управление, на среднем — радиокомандное, на конечном — по методу TVM, сочетающему командное наведение с полуактивным. Использование указанного метода наведения позволило значительно снизить чувствительность системы к различным мерам электронного противодействия, организовать полет ракеты по оптимальным траекториям и поражение целей с высокой эффективностью, значительно уменьшить массо-габаритные характеристики аппаратуры управления.
Сущность реализованного для MIM-104 метода TVM заключается в следующем. В процессе наведения ракеты на цель с помощью РЛС AN/MPQ-53 осуществляется одновременное сопровождение цели и ЗУР. Отраженные от цели сигналы РЛС воспринимаются антенной MDAGS, и определенные ею угловые координаты линии визирования цели передаются по ВЧ-каналу на специальную антенну РЛС и поступают в ЭВМ пункта управления огнем. Также на ЭВМ поступают сигналы, полученные РЛС непосредственно от цели, которые сравниваются с сигналами, поступающими от ЗУР. На основе анализа, производимого в процессе сравнения этих сигналов, вырабатываются команды наведения для ЗУР и передаются на нее по главному лучу ФАР РЛС. После преобразования на борту ракеты эти команды передаются на приводы управления рулями ракеты, а также на приводы антенны MDAGS для обеспечения непрерывного слежения за целью.
Контроль за техническим состоянием ракеты в процессе эксплуатации осуществляется с помощью встроенных в ракету приборов, которые автоматически контролируют все параметры электронных блоков и систем ракеты и регулярно передают данные о состоянии ее элементов на ЭВМ пункта управления огнем.
Характеристики ЗУР MIM-104 |
|
Диаметр ракеты, мм |
406 |
Длина ракеты, мм |
5313 |
Размах стабилизаторов, мм |
870 (в ряде источников приводится величина 920 мм) |
Масса ракеты, кг |
912 (приводимые в ряде источников данные обычно находятся в интервале 908—914 кг) |
Масса ракеты с контейнером, кг |
1696 |
Размеры контейнера, м |
6,1x1,09x0,99 |
Масса боевой части ракеты М248, кг |
91 (на начальных этапах разработки также приводилась величина 75 кг) |
Дальность стрельбы, км |
3—80 |
Высота поражения целей |
от 60 м до 24 км |
Максимальная скорость |
М=6 (1700 м/с) |
Максимальные располагаемые поперечные перегрузки |
до З0 g |
Установившаяся перегрузка |
20 g |
Продолжительность полета ЗУР, с |
8,3—170 |