Предыдущая Оглавление Следующая

Самоходные варианты легкой полевой гаубицы le.F.H.18

105FH059.jpg

Самоходная гаубица «Веспе»

Как уже отмечалось в статье, посвященной 105-мм гаубице le.F.H.18, танковые дивизии (тд) вермахта начали войну, располагая лишь артиллерией на мехтяге. Но кампания в Польше в сентябре 1939 г., а в особенности — наступление на Западе в мае—июне 1940 г. со всей очевидностью показали необходимость поддержки танков столь же подвижными самоходными артиллерийскими установками, имеющими к тому же хотя бы частичную броневую защиту. Уже во время кампании во Франции некоторые танковые дивизии получили в качестве средства усиления роты самоходных пехотных орудий 15cm sIG33 Sfl. auf Pz.I Ausf, В — импровизация, представлявшая собой установку 150-мм пехотного орудия на шасси легкого танка Pz.I.

Однако подобные установки, предназначавшиеся прежде всего для непосредственной поддержки пехотных подразделений, мало чем могли помочь высокомобильным танковым частям, тем более что изготовили их крайне мало — всего 38 единиц. Танковым дивизиям требовалась САУ с более дальнобойной 105-мм гаубицей и существенно большим возимым боекомплектом. Но, хотя немцы обычно самым тщательным образом изучали уроки предыдущих сражений, делая выводы на будущее, в этом случае вопросы создания САУ для танковых частей остались вне внимания военных специалистов. Лишь война против СССР с высокими темпами наступления, характерными для ее начального периода, и намечавшейся уже в то время тенденцией использования танковых дивизий в качестве «пожарных команд», перебрасываемых с одного участка фронта на другой, вновь сделала актуальным вопрос повышения подвижности дивизионной артиллерии.

105FH060.jpg

Прототип САУ «Веспе».

Поначалу основной упор делался на использование трофейных шасси, но, безусловно, предпочтительнее было создание самоходки на шасси одного из стандартных танков вермахта. Поэтому в начале 1942 г. Гитлер отдал распоряжение о начале проектирования 105-мм самоходной гаубицы с использованием артиллерийской части le.F.H.18 на шасси Sd.Kfz.121, или же попросту — легкого танка Pz.II. Выбор именно этого шасси диктовался в основном тем, что танк Pz.II уже был устаревшим и не мог использоваться в линейных частях. Поэтому выпуск САУ можно было наладить без ущерба для производства более современных танков. В то же время, Pz.II был освоен в производстве, а строевые части и ремонтные подразделения имели большой опыт его эксплуатации и обслуживания.

Проектирование и производство

Проектирование новой САУ и постройку прототипа осуществляла фирма «Алкетт» на своем предприятии в Берлине-Борсигвальде. Изделие получило внутрифирменный индекс Gerat 803.

При создании самоходки в шасси танка Pz.Kpfw.II Ausf. F внесли существенные изменения, касавшиеся прежде всего компоновки машины. Двигатель перенесли из кормовой части машины в среднюю, что повлекло за собой и необходимость перекомпоновки трансмиссии. Вентиляционные решетки двигателя перенесли с крыши корпуса на борта. Рабочее место механика-водителя сместили несколько вперед. Изменили бронирование передней части корпуса: лобовой лист брони стал наклонным, а для механика-водителя сделали небольшой эркер. В ходовой части уменьшили с четырех до трех на борт количество поддерживающих роликов. Подвеску усилили за счет введения резиновых упоров, ограничивающих прогиб рессор. И, наконец, самое главное — в кормовой части оборудовали просторную открытую сверху рубку для орудия, экипажа и боекомплекта.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz