Оглавление

AersFirs020.jpg

Аэросани «Арбес-II» в процессе постройки.

В этой связи «Компас» после окончания постройки аэросаней БЕКА приступил к разработке различных аэросаней трехлыжной схемы. Спроектированные по новой схеме сотрудниками «Компаса» аэросани получили названия по именам авторам: НРБ — конструкции Н.Р. Бриллинга и «Арбес» — А.А. Архангельского и Б.Е. Стечкина.

Схема была запатентована 22 июля 1922 г.

Согласно патенту №12080, предметом изобретения явилось «устройство для установки мотора над задней осью в корпусе аэросаней, опирающихся на расположенные в наклонных плоскостях сходящиеся в одной точке брусья, которые передают нагрузку на заднюю ось непосредственно или же посредством рессоры». Новые конструктивные решения требовалось проверить на практике, поэтому были организованы испытательные пробеги. Маршрут первого испытательного пробега был утвержден на заседании Совета военной промышленности 15—16 декабря 1921 г. по докладу бюро спецпроизводств от 12 декабря.

Пробег стартовал в 10 утра 26 января 1922 г. Путь пролегал по обочине Ярославского шоссе. Средняя температура воздуха составляла примерно -10°С. Продолжительность пробега Москва - Сергиев Посад — Москва протяженностью 138,6 км была установлена в 6 часов с условием обязательной 15-минутной стоянки в Сергиевом Посаде.

На старт у Сокольнического круга прибыло семь аэросаней, причем пять постройки «Компаса»:
1. «Арбес-1» под управлением т. Стечкина.
2.  «Арбес-II» под управлением т. Архангельского.
3.  НРБ-I под управлением т. Кузнецова.
4. НРБ-II под управлением т. Бриллинга.
5. AHT-I под управлением т. Туполева.
6. Аэросани гаража РВС под управлением т. Шторм.
7. Аэросани Л.В. Курчевского под управлением их разработчика.

AersFirs021.jpg

Аэросани «Арбес-II». Фото сделано 19 февраля 1922 г.

Несмотря на столь значительное зачетное время и благоприятные погодные условия, лишь двое аэросаней смогли уложиться в заданный норматив. При этом аэросани НРБ прошли заданный путь за 4 ч 51 мин, а «Арбес» - за 5 ч 17 мин. Все остальные аэросани выбыли из конкурса по причине различных поломок.

Через месяц был устроен следующий пробег Москва — Тверь — Москва протяженностью 384 км. Помимо уже известных аэросаней, в нем приняли участие и аэросани Главвоздухфлота. Несмотря на гораздо большую протяженность пути, лишь двое аэросаней выбыли из соревнования. Аэросани ГВФ, проехав едва две версты, застряли в сугробе, а на аэросанях «Арбес-I» вышел из строя мотор.

Победителями были признаны аэросани НРБ-II, AHT-I и «Арбес-II».

Значительно более высокие результаты, показанные в пробеге, объяснялись тем, что мероприятие было значительно лучше организовано. Аэросаням уже практически не требовалось разъезжаться с санными обозами, преодолевать скотопрогоны и форсировать оголенные от снега участки пути, что снизило число неплановых остановок и уменьшило вероятность поломок.

Успешное проведение пробегов позволило поставить вопрос об эксплуатации аэросаней в народном хозяйстве. Аэросани «Арбес» были переданы МОГЭСу (ныне Мосэнерго) для использования на линии Москва — Богородск по обслуживанию линии электропередач. Правда, энергетики на деле оказались очень уж требовательными: «для их [ЛЭП] обслуживания своевременно испытывались аэроплан, аэросани, различного рода конная тяга, но однако все способы такого передвижения не могли дать сколько-нибудь положительных результатов».

Тем не менее работа «Компаса» оказалась в целом плодотворной, до выполнения государственного задания «выработки спецификации для валового производства» оставался всего лишь шаг. Но сделать его «Компасу» не довелось. 17 августа 1922 г. Бриллинг был арестован по подозрению в антисоветской деятельности. Вскоре его освободили за недоказанностью обвинений, но деятельность «Компаса» как единой организации на этом прекратилась. Дальнейшие работы ЦАГИ и НАМИ проводили самостоятельно.

При подготовке статьи использованы документы и фото: РГВА, РГВИА, РГАЭ, Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского и частных коллекций.

Оглавление

Hosted by uCoz