«Состоявшийся пробег определенно показал, что ранее непреодолимые снежные пространства являются для нас уже не страшными и проходимыми.
Зимняя спячка под влиянием настойчивого человеческого труда, выявленного в работе радиотелеграфа, воздушного сообщения и аэросанного, сходит на нет, и у заброшенного в тундрах и болотах нашего севера и Сибири человека начнет биться пульс жизни, совместно с пульсом центра».
Пресса об аэросанном пробеге 1924 г.
После завершения работ по постройке аэросаней БЕКА в «Компасе» (а позднее — в НАМИ и ЦАГИ) сформировалось несколько конструкторских групп. Разработанные образцы получали наименования по именам их создателей. Так появились аэросани НРБ конструкции Н.Р. Бриллинга, КАС — А.С. Кузина, «Арбес» — Архангельского и Стечкина, АНТ — А. Н. Туполева.
Н.Р. Бриллинг построил в НАМИ аэросани НРБ-Ill с четырехместным деревянным кузовом открытого типа и шахматным расположением пассажиров. На аэросанях был установлен двигатель «Фиат» мощностью 105 л.с. В отличие от более ранних моделей, НРБ-Ill имели пружинную амортизацию задних лыж.
Также в НАМИ Д.К. Карельских изготовил аэросани НАМИ-36 с мотором «Анзани» мощностью 36 л.с. Аэросани получили заднюю рессорную подвеску.
Архангельский и Стечкин сконструировали аэросани «Арбес-Ш», оснащавшиеся двигателем «Фиат» мощность 105 л.с, задней рессорной и передней пружинной подвеской. Вероятно, впервые конструкторы позаботились о комфорте для пассажиров: «Арбес-III» получили матерчатый тент, предохранявший от непогоды. Эти аэросани после испытаний были переданы МОГЭСу, где использовались в качестве служебного зимнего транспорта и для инспектирования состояния линии электропередач Москва — Богородск.
И.И. Погосский за рулем аэросаней АНТ-III. Краснокурсантский (бывший Кадетский) плац.
![]() |
![]() |
Аэросани AHT-II. | Аэросани «Арбес-III». |