Формирование эскадрильи завершили к ноябрю 1985 г., ее командиром назначили подполковника Валерия Бургардта. 239-я овэ подполковника Григория Леонтьева была сформирована на аэродроме Камень-Рыболов (ДальВО), а экипажи и техсостав для нее набирали из дальневосточных вертолетных частей в Черниговке, Оборах, Средне-Белой. Перед переброской к месту службы эскадрильи прошли специальную подготовку на аэродромах ТуркВО в Кагане и Чирчике, где размещался Центр подготовки летного состава, сформированный «под Афган».
Наряду с адаптацией и акклиматизацией к горно-пустынным условиям вертолетчики в течение месяца осваивали методику взлета и посадки на высокогорных площадках, изучали особенности штурманского дела в пустынной и горной местности, маневрирование в горах, ведение разведки и боевое применение. Немало дало и непосредственно общение с местными летчиками, не раз уже побывавшими «за речкой» и делившимися военным опытом — от специфики обслуживания техники и летного дела до поведения при обстреле и способах защититься от желтухи и дизентерии. «Пропускная способность» Центра была ограниченной, не хватало не только инструкторов, но и жилья в местной гостинице, и эскадрильи проходили программу поочередно.
Первой в Афганистан отправилась 205-я овэ, прибывшая к месту назначения 25 декабря 1985 г. Перелет осуществлялся «своим ходом», а требуемые средства обслуживания и аэродромную технику доставили самолетами ВТА. Отряды эскадрильи разместили рядом с пунктами постоянной дислокации спецназовских батальонов — в Шахджое, Кандагаре, Лашкаргахе и Фарахе. Штаб эскадрильи находился в Лашкаргахе, обеспечивая тесный контакт с командованием 22-й бригады СпН. Через месяц, 30 января 1986 г., в Афганистан перебазировалась 239-я овэ с 24 вертолетами (по 12 Ми-8 и Ми-24). Один из ее отрядов под началом замкомэска остался в Джелалабаде рядом со штабом 15-й брспн и коллегами из 335-го обвп, а другая часть во главе с комэска и группой руководства сразу же ушла в Газни для работы совместно с «Чайкой» (таким был позывной тамошнего спецназа) и Баракинским отрядом.
На месте новичков по типовым маршрутам вывезли экипажи 280-го и 335-го полков, знакомя их с обстановкой в зонах ответственности, ориентирами, типовыми объектами работы и целями, попутно указывая рискованные места, куда соваться можно было лишь с оглядкой, — противник к этому времени располагал немалыми силами, а его ПВО представляла собой реальную опасность в виде налаженной системы с постами обнаружения, линиями связи и многоярусной обороной вблизи баз и укрепрайонов. Кандагарский 280-й полк и далее продолжал работать в интересах спецназа рядом с 205-й овэ, при необходимости оказывая поддержку. в том числе и предоставляя свои машины. В Джелалабаде из состава 335-го обвп было выделено звено, пару недель занимавшееся вводом в строй прибывших (в просторечии их задача заключалась в том, чтобы «водить за руку и тыкать носом в цели»). Этому способствовало и то, что в 335-м полку встретилось немало знакомых: как и 239-я овэ, смена в полк прибыла из ВВС ДальВО, но имела уже полугодичный опыт службы в Афганистане.
![]() |
![]() |
При формировании спецназовских эскадрилий они получали новые Ми-8МТ и Ми-24. «Восьмерка» 205-й овэ на снимке блестит еще не выгоревшим серо-зеленым камуфляжем. | Пулемет ПКТ отличался от обычного электроспуском взамен ручного, более массивным стволом, отсутствием приклада и установкой на специальной раме, где крепились и прицельные приспособления. |
В августе 1986 г. газнийская эскадрилья 335-го обвп заменилась в Союз, что продиктовало необходимость перемен в дислокации частей. Эскадрильи полка обеспечивали работу в приграничной полосе, горах и кишлачных зонах Джелалабада, Асадабада и Гардеза вдоль рек Кунар и Кабул (до Митерламской развилки), по долине которой вела дорога на пакистанский Пешавар — давний оплот моджахедов с десятками баз и лагерей. Группа Г. Леонтьева вернулась в Газни, где силы 239-й овэ вновь объединились, с тем чтобы поддерживать операции спецназа в провинциях Газни, Пактия и Пактика — сложной в тактическом отношении высокогорной местности, изобилующей множеством горных хребтов с выводящими к границе ущельями и распадками, заснеженными зимой и покрытыми скудной растительностью летом. В зоне ответственности проходило до 100 только известных караванных маршрутов, большей частью тянувшихся от приграничного Парачинарского выступа, что и потребовало концентрации сил.
Аэродром Газни, известный под позывным «Скоба», был достаточно оборудован средствами обслуживания, навигации и связи и располагал полосой длиной 360 м из металлического профиля, однако его превышение над уровнем моря в 2180 м и разреженность воздуха изрядно осложняли выполнение полетов, а окружающий горный рельеф обуславливал единственное направление взлета и посадки. Еще труднее приходилось работавшим из Гардеза: при взлете с «Пучка» (так звучал позывной здешнего аэродрома), лежащего на высоте 2330 м, двигателям и лопастям винтов буквально не хватало воздуха. Даже в нежаркое время года мощность ТВ3-117 при этом падала более чем на треть, ухудшая поведение машины и ее боевые возможности. Наблюдались проблемы с запуском, а сами люди, впервые попавшие в такие места, испытывали одышку и головокружение.