Вспоминает ведущий конструктор-компоновщик «Объекта 915» Ю.М. Сорокин: «В начале июня 1965 г. в Москве на Военном Совете НТК ГБТУ МО состоялась защита технического проекта новой боевой машины ВДВ («Объект 915»), с представлением красочных плакатов, показывающих компоновку и малогабаритность машины, активную посадку десантников в бою, эффективность применения «Объекта 915» в боевых условиях на суше, на воде... Докладывал главный конструктор Волгоградского тракторного завода Игорь Валентинович Гавалов. Дополнительные конструктивно-компоновочные сведения, по запросам комиссии давал ведущий конструктор-компоновщик машины Юрий Михайлович Сорокин.
Содокладчиком выступил представитель Воздушно-десантных войск полковник Владимир Дмитриевич Доронин... с заявлением, что машина получилась отличная, ВДВ необходимо иметь новую бронетанковую технику, авиадесантируемую на парашютной системе с десантниками, позволяющую быстро, сходу, выполнить ее погрузку на самолет Военно-транспортной авиации Советского Союза и десантировать в нужное время в нужном месте. «Объект 915», разработанный коллективом ОКБ Волгоградского тракторного завода, может решить проблему перевооружения Воздушно-десантных войск в скором времени.
Выступления оппонентов были критические; задавали множество вопросов по компоновке «Объекта 915», надежности моторно-трансмиссионной установки и ходовой части с подрессориванием, на которые мы с И. В. Гаваловым отвечали спокойно убедительными ответами и разъяснениями, так как у нас уже были положительные материалы, отчеты результатов заводских испытаний и пробег машины длиной более 3 тысяч километров.
Защита технического проекта «Объекта 915» прошла успешно. В заключение Председатель комиссии по рассмотрению Технического проекта генерал-полковник Радус-Зенькович встал и сказал: «Объект 915, разработанный ОКБ Волгоградского тракторного завода, принять и проверить полигонно-войсковыми испытаниями».
Вскоре после этого В.Ф. Маргелов организовал показ БМД «Объект 915» на НИИБТ полигоне в Кубинке министру обороны Маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому с демонстрацией быстроты и удобства посадки и выхода экипажа и десанта, показом машины на ходу и на плаву.
Опытная БМД «Объект 915» на испытаниях. Форма корпуса машины соответствует форме корпуса, отработанной на полноразмерном макете. Кроме того, уже установлены двухскатные опорные катки, хотя на первой опытной машине они были односкатными.
![]() |
![]() |
Проверка водоходных качеств опытной БМД «Объект 915». | Загрузка опытной БМД «Объект 915» в военно-транспортный самолет. |
Всесторонние полигонные и войсковые испытания «Объекта 915» начались в 1967 г. Большая нагрузка легла здесь как на сотрудников ОКБ, так и на заводских механиков-водителей Н.С. Шкребету и Б.Т. Мильшина, работников экспериментального цеха завода. Как и все образцы БТВТ, «Объект 915» тщательно испытывался на полигоне НИИ БТТ в подмосковной Кубинке (механиком-водителем машины был старший лейтенант В.П. Гниленко), по результатам испытаний продолжалась доводка машины. Благодаря высокой удельной мощности двигателя, малому удельному давлению на грунт и удачной конструкции ходовой части машина обладала исключительно высокой проходимостью на пересеченной местности. Сравнительно небольшое отношение длины опорной поверхности к ширине колеи способствовало хорошей поворотливости. Кроме того, для управления от механика-водителя требовались сравнительно небольшие усилия на рычагах (рассказывают, что у молодых механиков-водителей из-за этого БМД часто заносило при движении по дороге на большой скорости: легкая машина «слушалась» даже небольшого случайного смещения рычагов). Машина уверенно преодолевала подъем в 32°, вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м. Применение пневматической подвески значительно повысило точность стрельбы сходу. Поэтому на сравнительных испытаниях с БМП-1 точность стрельбы сходу у БМД «Объект 915» оказалась значительно выше - несмотря на то, что из-за отсутствия на ней механизма заряжания наводчик (наводчик-оператор) вынужден был постоянно отрываться от прицела для заряжания орудия.
Одна из первых серийных БМД-1. Форма корпуса претерпела серьезные изменения по сравнению с машиной, показанной на предыдущих фото, и практически полностью соответствует форме корпуса БМД-1 последующих серий. Характерное расположение фар на корпусе и их трубчатое ограждение сохранялись в серийном производстве до середины 1972 г. Гусеница с пятипроушенными траками просуществовала до 1972 г.