Средства связи и электрооборудование
На БМД-1 устанавливались танковая приемопередающая телефонная радиостанция Р-123 (с середины 1971 г. - Р-123М «Магнолия») с частотной модуляцией и танковое переговорное устройство (ТПУ) Р-124 на пять абонентов. Радиостанция Р-123 (Р-123М) предназначалась для обеспечения двухсторонней связи между бронеобъектами как с однотипными радиостанциями, так и другими радиостанциями, имевшими одинаковый диапазон и частотную модуляцию, на дальности 20 км (при работе на 4-метровую штыревую антенну и скорости движения до 40 км/ч) при выключенном подавителе шумов и 13 км при включенном подавителе шумов. Электрооборудование БМД-1 было выполнено по однопроводной схеме, за исключением дежурного освещения и розеток для переносных ламп.
Напряжение бортовой сети составляло 22—24 В при неработающем и 26,5—28,5 В при работающем двигателе. Источниками электрической энергии являлись 24-вольтовая аккумуляторная батарея 12СТ-70М емкостью 70 Ач и генератор ВГ-7500Н мощностью 5 кВт.
Снаружи БМД-1 устанавливались три фары: ФГ-126 — на башне и две ФГ-127 со светомаскировочной насадкой на корпусе (с 1973 г. правую ФГ-127 заменили фарой ФГ-125 с инфракрасным фильтром), четыре габаритных фонаря и звуковой сигнал С-58, внутри - четыре плафона и четыре светильника.
С 1970 г. конструкторское бюро ВгТЗ возглавил Аркадий Васильевич Шабалин (работал в ОКБ СТЗ с 1947 г.), под руководством которого продолжилась работа по дальнейшей доработке и модернизации БМД-1, а также разработка других боевых и обеспечивающих на ее базе. За период с 1968 по 1979 г. было выпущено около 2200 БМД-1.
А.В.Шабалин.
Командирский вариант БМД-1К («Объект 915К») поступил на вооружение в 1971 г., через два года после принятия на вооружение «линейной» машины. Он предназначался для обеспечения надежного и оперативного управления подразделениями. В состав экипажа БМД-1К входили 6 человек. В отличие от БМД-1, на командирской машине дополнительно были установлены:
- вторая радиостанция Р-123М (на левом подкрылке корпуса), работу на которой вел командир или левый стрелок-автоматчик;
- антенный фильтр, позволявший работать двум радиостанциям на одну антенну;
- второй аппарат А-2 переговорного устройства Р-124 (на левом подкрылке рядом с баллоном ППО);
- выносная УКВ радиостанция Р-105М;
- бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30;
- два съемных столика для командира и радиста.
Для улучшения условий работы командира с машины сняли левую курсовую пулеметную установку, а боекомплект к пулеметам ПКТ уменьшили до 3000 патронов. Чтобы обеспечить размещение в машине зарядного агрегата (по-походному), среднее заднее сиденье стрелка-автоматчика демонтировали. Бензоэлектрический агрегат служил для питания потребителей электроэнергии во время стоянки машины. Он состоял из бензинового двухтактного двигателя воздушного охлаждения и генератора постоянного тока. В рабочем положении агрегат крепился снаружи корпуса — в проходе на съемном листе крыши МТО, в бортовую сеть подключался при помощи кабеля параллельно с аккумуляторной батареей.
С 1971 г. по 1979 г. выпустили не менее 360 БМД-1К.
![]() |
![]() |
Первая изготовленная БМД-1К и ее оборудование. | Рабочее место у второй радиостанции. |
![]() |
![]() |
Установка агрегата питания на машине | Агрегат питания в машине в походном положении. |