![]() |
![]() |
САО «Нона-С». | Самоходный ПТРК БТР-РД «Робот». |
![]() |
![]() |
Бронетранспортер БТР-Д. | Командно-штабная машина БМД-1КШ «Сорока». |
В 1970-х гг. на БМД-1 прошли испытания средства самоокапывания и пороховые реактивные ускорители, но в серийное производство они не пошли.
В начале 2000-х гг. предлагалась установка на башне БМД-1П (без орудия) 12-ствольной пусковой установки БКП-Б812 производства самарского ОАО «Авиаагрегат» для авиационных 82-мм неуправляемых ракет С-8. Переоборудованные таким образом машины прошли испытания, но система так и осталась опытной.
За границу БМД-1, в отличие от БМП-1, поставлялись ограниченно (в Анголу и Ирак), если, конечно, не считать машины, оставленные в ныне независимых республиках (Украине, Белоруссии, Молдавии).
На Украине предложили провести модернизацию вооружения БМД-1 и БМД-1П путем установки на них унифицированного боевого модуля КБА-105 «Шквал». В состав «Шквала» входят 30-мм автоматическая пушка ЗТМ1 (2А72), 7,62-мм пулемет КТ-7,62 (ПКТ), ПТРК 9К111 (его планируется заменить ПТРК «Булава» украинского производства), 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя» и система 902В «Туча».
В Белоруссии в 2002 г. была предложена модернизация БМД-1 путем установки унифицированного боевого модуля «Кобра». Этот боевой модуль изначально был разработан 140-м ремонтным заводом Министерства обороны РБ в сотрудничестве с ОАО «Пеленг» и словацкой фирмой «Метапол» для модернизации боевой машины пехоты БМП-1 и бронетранспортера БТР-70. Он включает башню с 30-мм автоматической пушкой 2А42 и спаренным с ней пулеметом ПКТ на вынесенной установке, оснащен стабилизатором, новой системой управления огнем, тепловизионным прицелом, пультом управления с контролем изображения и текстовой информацией на экране, системой постановки дымовой завесы 902В «Туча» и радиостанцией Р-173. В боекомплект машины входят 360 выстрелов к пушке 2А42 и 1800 патронов к пулемету.
Тактико-технические характеристики БМД-1 и ее модификаций
Технические характеристики |
БМД-1 |
БМД-1К |
БМД-1П |
БМД-1ПК |
Год выпуска |
1969 |
1971 |
1977 |
1978 |
Масса, т |
7,2+2,5% |
7,6 |
7,6 |
7,6 |
Экипаж (десант), чел. |
3(4) |
6 |
3(4) |
6 |
Высота, мм |
1620—1970 |
1620—1970 |
1620—1970 |
1620—1970 |
Длина (по корпусу), мм |
5400 |
5400 |
5400 |
5400 |
Ширина, мм |
2630 |
2630 |
2630 |
2630 |
Клиренс, мм |
100-450 |
100-450 |
100-^50 |
100—450 |
Орудие, марка |
2А28 |
2А28 |
2А28 |
2А28 |
Калибр, мм |
73 |
73 |
73 |
73 |
Боекомплект, выстрелов |
40 |
40 |
40 |
40 |
Пулеметы, количество х марка |
3хПКТ |
3хПКТ |
3хПКТ |
3хПКТ |
Калибр, мм |
7,62 |
7,62 |
7,62 |
7,62 |
Боекомплект, патронов |
4000 |
3000 |
3500+440 |
3250+440 |
ПТРК |
9К14 |
9К14 |
9К111 |
9К111 |
ПТУР, количество х марка |
Зх9М14М |
Зх9М14М |
2х9М113 1х9М111М |
1х9М113 1х9М111М |
Двигатель, марка |
5Д20-240 |
5Д20-240 |
5Д20-240 |
5Д20-240 |
Мощность, кВт (л.с.) |
176,5(240) |
176,5(240) |
176,5(240) |
176,5(240) |
Удельная мощность, л.с./т |
33,3 |
31,6 |
31,6 |
31,6 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
60 |
60 |
60 |
60 |
Средняя скорость по грунтовой дороге, км/ч |
35 |
35 |
35 |
35 |
Максимальная скорость на плаву, км/ч |
9—10 |
9—10 |
9—10 |
9—10 |
Запас хода по шоссе, км |
500 |
500 |
500 |
500 |
Прибор радиационной (химической) разведки |
ПРХР |
ПРХР |
ГД-1М |
ПРХР |
Зарядный агрегат |
— |
АБ-0.5-П/30 |
— |
АБ-0.5-П/30 |
Радиостанция, количество х марка |
1 хР123М |
2хР123М |
1 ХР123М |
2хР123М |
Параллельно с созданием и освоением серийного производства боевой машины десанта шла работа над новыми средствами ее десантирования — только единый комплекс «боевая машина - средства десантирования» мог решить задачу придания ВДВ качественно новых возможностей.
Головным предприятием по разработке средств десантирования техники и грузов и десантно-транспортного оборудования самолетов стал московский агрегатный завод «Универсал», основанный еще в октябре 1940 г. как завод №468 НКАП (ныне это ФГУП «Московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал»). Разработкой десантных систем различного типа и назначения здесь руководили основатель и главный конструктор завода А.И. Привалов, заместители главного конструктора М.П. Дрязгов и Г.В. Петкус.
Головным разработчиком парашютов различного назначения стал основанный в июле 1946 г. Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантного снаряжения Министерства легкой промышленности (впоследствии НИИ автоматических устройств Минавиапрома, ныне ФГУП НИИ Парашютостроения), работами которого руководили Н.А. Лобанов и Ф.Д. Ткачев.
Для определения требования к десантным системам проводились копровые испытания - со сбросом машин со специально приспособленного крана или на копровом стенде, с ударом о реальный грунт заданной точкой с реальной скоростью приземления.
Основными способами десантирования БМД-1 являются посадочный и сброс на многокупольных парашютных, а также на парашютно-реактивных системах. Военно-транспортный самолет Ил-76М поднимает три БМД-1 с системами десантирования (столько же в варианте посадочного десантирования), Ан-12 — одну, Ан-12А — две, Ан-22 — четыре.