На первом этапе эксплуатации БМД-1 и бронетранспортера десантного БТР-Д для их десантирования применялись парашютные платформы ПП128-5000, а позже и П-7 и П-7М, а также более тяжелые П-16 с многокупольными парашютными системами. Многокупольная парашютная система МКС-5-128Р, например, позволяла десантировать БМД на платформе П-7 из самолетов Ан-12Б (оборудованного роликовым транспортером), Ан-22 и Ил-76 (снабженных рольганговым оборудованием и центральным монорельсом). Высота сбрасывания находилась в пределах от 500 до 8000 м, скорость снижения с грузом 9500 кг достигала 9,5 м/с. В состав МКС-5-128Р входили: вытяжная парашютная система ВПС-8 для извлечения всей системы из носителя методом срыва, дополнительный вытяжной парашют (ДВП) для быстрого введения в действие основных парашютов, 5 или 4 блока (в зависимости от массы платформы с грузом) основных парашютов, звенья парашютных камер, скобы для соединения звеньев. ВПС-8 подвешивалась в самолете к замку держателя на гермостворке люка, с помощью звена ЗКП соединялась с дополнительным вытяжным парашютом. Дополнительный вытяжной парашют и блоки основных парашютов укладывались непосредственно на объекте (БМД). При этом башня БМД зачехлялась так, чтобы исключить случайное цепляние звеньев МКС за выступающие детали башни и вооружения.
Метод «парашютного срыва», отработанный в СССР в опытном порядке еще в конце 1930-х гг., после появления нового поколения военно-транспортных самолетов (Ан-8, Ан-12) стал в нашей стране основным способом десантирования воинских грузов и техники. Боевые расчеты, сопровождавшие десантируемую технику, размещались в передней части грузовой кабины на десантных сиденьях и начинали покидать самолет в боковые двери через 2 с после сброса последней платформы. Система МКС-5-128М отличалась возможностью длительной задержки в раскрытии основных куполов на заданной высоте. Это увеличивало возможную высоту десантирования до 8000 м.
Швартовка БМД-1 с МКС на платформе П-7 с дополнительной амортизацией (блоки между гусеницами машины и платформой).
При серийном десантировании машин на платформах первая платформа, выходя из самолета, обжимала концевые выключатели роликовых дорожек, которые устанавливались на рампе. После этого система сброса грузов выдавала сигнал на сброс следующего по выходу ВПС. Это растягивало время десантирования, а значит — увеличивало разброс точек приземления и время, необходимое экипажам для поиска своих машин. Поэтому был отработан метод сброса грузов и военной техники на платформах цугом. При этом вытяжная система следующего объекта вытягивалась в грузовой люк предыдущим объектом. Экономия времени в несколько секунд на площадке десантирования давала экономию в сотни метров.
Парашютно-десантная платформа П-7 оснащалась маркерным радиопередатчиком Р-128, включаемым шнуром при срабатывании парашютной системы и облегчающим поиск груза после приземления. Впоследствии ввели маркерный передатчик Р-255МП; десантники для поиска груза использовали индивидуальный поисковый приемник Р-255ПП. С 1988 г. в ВДВ появился маркерный передатчик Р-168МП и приемник Р-168ПП.
![]() |
![]() |
БМД-1 с МКС на платформах П-7 подготовлены к загрузке в Ан-22. | Копровый сброс БМД-1 в ходе испытаний элементов бесплатформенной системы десантирования. |