![]() |
![]() |
Эта фотография сделана буквально сразу же после взрыва на правом борту атомохода. Моряки сбегаются к месту пожара, приносят средства для борьбы с огнем и оказывают первую помощь раненым. | Кульминация пожара. Практически все пожарные расчеты либо выбыли из борьбы, либо взяли «тайм-аут». С огнем продолжают бороться только два расчета в районе самолетоподъемника №3 на правом борту. На переднем плане виден морской пехотинец, идущий на камеру из самого пекла. На заднем плане виден спешащий на помощь ЭМ «Роджерс». |
![]() |
![]() |
Пожар продолжается. Справа видны четыре «Фантома», каждый из которых содержит почти по 9 тонн горючего и боеприпасов. Примечательно, что в момент взрыва и последующие минуты на верхней палубе были только два моряка, одетых в специальные огнеупорные костюмы. Но оба они были сразу тяжело ранены и выбыли из борьбы. | F-4 «Фантом» с бортовым номером 112 только что загорелся и через некоторое время взлетит на воздух. |
![]() |
![]()
|
Борьба за живучесть вступила в завершающую фазу. По палубе, словно гигантские змеи, протянулись многочисленные пожарные рукава. Слева — все, что осталось от нескольких штурмовиков А-7. | Пожар на авианосце набрал уже полную силу, пожирая в пламени людей и самолеты. |
От разрывов боеприпасов в броневой полетной палубе, рассчитанной на то, чтобы выдержать попадание 500-фунтовой авиабомбы, образовались три огромные пробоины, одна из которых захватила две палубы и борт корабля. В правом борту красавца зияла дыра диаметром около 4,5 метра. Большие повреждения получили также внутренние помещения корабля. Фактически волна разрушений достигла уровня ватерлинии. Всего в результате аварии погибли 28 человек, получили ранения различной степени тяжести 343 человека, было уничтожено 15 самолетов, различное оборудование и т.п. Ремонт корабля, проводившийся в Перл-Харборе (Pearl Harbor, Hawaii), занял шесть недель, и 5 марта авианосец уже вышел в море на пятидневные ходовые испытания, после завершения которых он был вновь направлен в воды Тонкинского залива. Там начиная с 31 марта авиакрыло «Энтерпрайза» уже приступило к выполнению поставленных командованием боевых задач.
Подробнее об этой трагедии, получившей в американской военно-морской литературе название «Большой пожар» (Big fire), можно прочитать в посвященной ей книге «Судный день «Энтерпрайза» (Trial: Ordeal of the USS Enterprise). Ее автор Майкл Джо Карлин (Michael Joe Carlin), бывший член экипажа этого авианосца, находившийся на корабле в момент аварии и на себе испытавший все ее ужасы. В процессе подготовки книги были использованы как материалы проводившегося под руководством генерального прокурора США (Judge Advocate General) официального расследования, так и воспоминания очевидцев этой катастрофы. В статье приведены фотографии, запечатлевшие развитие событий в хронологическом порядке.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление. По итогам войны во Вьетнаме, в течение которой от пожаров пострадало несколько авианосцев, американскими военно-морскими специалистами был сделан вывод о высокой степени их пожароопасности и о низкой эффективности средств борьбы с пожарами. Именно вследствие этих причин стала возможной крупнейшая после 1945 г. в американском флоте авария, произошедшая 29 июня 1967 г. на авианосце «Форрестол» (Forrestal, CVA-59).