![]() |
![]() |
Идет погрузка транспортного контейнера с ЗУР «Си Спарроу» на борт авианосца «Китти Хок» (USS Kitty Hawk, CV 63). | Погрузка стандартного контейнера на четыре ЗУР типа RIM-162 (ESSM) для установки вертикального пуска типа Мк41 ЗРК ESSMS. ЭМ УРО «Мак-Кэмпбелл» (USS McCampbell, DDG 85) типа «Арли Берк». |
Работы над УВП типа Мк.48 начались в 1980 г., и к настоящему времени созданы три модификации этой пусковой установки, которые были установлены только на надводных кораблях военно-морских сил зарубежных стран:
- Mk48 Mod0 — корабли военно-морских сил Канады и Японии, палубного типа, отвод газов — вертикально, вдоль контейнера;
- Mk48 Mod1 — в настоящее время остались лишь на кораблях военно-морских сил Нидерландов, надпалубного (надстроечного) типа, отвод газов — через нижнюю часть установки и наружу в сторону борта корабля;
- Mk48 Mod2 — корабли военно-морских сил Греции и Южной Кореи, подпалубного типа, отвод газов — вертикально, вдоль контейнера.
Еще раньше, в 1965 г., специалисты компании «Рейтеон» приступили к изучению возможности создания установки вертикального пуска сугубо под требования командования ВМС США в рамках программы GMVLS (Guided Missiles Vertical Launch System — «Установка вертикального пуска для управляемых ракет»). К 1976 г. было решено проектировать установку вертикального пуска составного типа на базе восьмиконтейнерных (восьмиячейковых) пусковых модулей. Непосредственно же разработка УВП Мк41, удовлетворяющей специфичным требованиям Военно-морских сил Соединенных Штатов (WS 18968A), была начата в 1977 г. компаниями «Мартин Мариэтта» (Martin Marietta, в настоящее время — компания «Локхид Мартин»/ Lockheed Martin) — главный подрядчик, работы по электронике, системный интегратор, и «FMC Нэйвел Системе Дивижн» (FMC Naval Systems Division, сегодня — одно из подразделений компании «Юнайтед Дифенс»/United Defense) — субподрядчик по механическим элементам комплекса.
Испытания новой установки начались на полигоне Уайт-Сэндз (White Sands Missile Range) в феврале 1978 г. Принятую на вооружение ВМС США установку вертикального пуска типа Мк41 вначале использовали под ЗУР «Стандарт» (Standard), противолодочные управляемые ракеты комплекса «Асрок» (ASROC — Anti-Submarine Rocket) и даже противокорабельные крылатые ракеты комплекса «Гарпун» (Harpoon). Однако позднее ее модифицировали для применения и зенитных управляемых ракет комплекса «Си Спарроу». Всего было разработано 13 модификаций пусковой установки, которую кроме Соединенных Штатов закупили Австралия, Германия, Испания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Таиланд, Турция, Южная Корея и Япония.
После анализа результатов испытаний и устранения ряда замечаний и недостатков компания «Рейтеон» получила контракт на поставку Военно-морским силам США зенитных УР, предназначенных для стрельбы из корабельных установок вертикального пуска. А с 1987 г. боевые средства ЗРК «Си Спарроу» стали выпускаться готовыми к применению как из контейнерных поворотных ПУ, так и установок вертикального пуска. В каждой из ячеек установки вертикального пуска типа Мк41 может размещаться до четырех транспортно-пусковых контейнеров с ЗУР комплекса «Си Спарроу».
Совершенствование системы «Си Спарроу» постоянно продолжалось, и в 1987 г. компания «Рейтеон» получила контракт на разработку новой улучшенной модификации ЗУР, которой присвоили обозначение RIM-7P. Первая ракета опытной партии была поставлена заказчику в 1988 г., а двумя годами позже RIM-7P была официально принята на вооружение ВМС США. В 1991 г. выпуск зенитных управляемых ракет RIM-7M в Соединенных Штатах прекратился, на производственных линиях ее сменила ЗУР RIM-7P.
Новая ракета являлась более эффективной в борьбе с низколетящими целями и могла выполнять маневры на малых и сверхмалых высотах с перегрузками до 3g. Отличительной особенностью новой ракеты стала изначальная ее адаптация для применения из разработанных к тому времени типов установок вертикального пуска (Мк41 и Мк48).
Зенитная управляемая ракета RIM-7P представляет собой управляемую ракету семейства «Си Спарроу», выполненную по схеме с поворотным крылом. У ранних модификаций ракет данного семейства крыло было нескладывающимся, но с варианта RIM-7M этот элемент ракеты выполнялся уже складывающимся.
Корпус ЗУР имеет цилиндрическую форму, с обтекателем в головной части оживальной формы. Крыло, расположенное в средней части, изготавливается компанией «Тайтек Инкорпорэйтед» (Titech Inc.). В хвостовой части ракеты расположены четыре небольших стабилизатора.
Конструктивно ракета состоит из следующих отсеков:
- головного (управления и наведения), в котором расположены элементы головки самонаведения (производители — Trak, Microsonics и М/А Com) и бортовой ЭВМ, обладающей возможностью к перепрограммированию (это повысило устойчивость ЗУР к средствам радиоэлектронного противодействия противника);
- отсека боевой части: БЧ — осколочно-фугасного типа, марки WAU-17/B, массой 38,6 кг, с контактным и неконтактным взрывателями (производитель БЧ — Naval Weapons Center и Crane);
- крыльевого отсека, в котором находятся гидравлическая система, батарея (производитель — компания Eagle Picher) и клапаны (производитель — Moog);
- двигательного отсека с разгонно-маршевым твердотопливным двигателем марки Mk58 Mod4 (производитель — компания Hercules/Aerojet).
RIM-7P получила газодинамические рули, позволившие использовать ее из установок вертикального пуска без дополнительного переоборудования, но увеличившие стартовую массу ракеты (до 295 кг) и ее длину (до 3,85 м): к двигательному отсеку ракеты крепился блок газодинамического управления (Jet Vane control, или JVC) массой 15,8 кг, в который входили четыре рулевых устройства, система управления, микропроцессор, аналоговые преобразователи, автономная система зажигания, а также батарея (источник питания). Блок газодинамического управления обеспечивает возможность наведения ракеты после ее выброса из пусковой установки со скоростью до 283 град/с.