Предыдущая Оглавление Следующая

Проект «Волги-2» удостоился диплома на Брюссельской выставке. В связи с этим в 1995 г. экраноплан демонстрировался на международной выставке в Малайзии, где он произвел сильное впечатление не только тем, что двигался с недоступной для других видов водного транспорта скоростью — 140 км/ч, но и своими уникальными эксплуатационными характеристиками. Участники выставки оценили также и другие достоинства «Волги-2», такие как всепогодность и высокая проходимость. Зарубежные страны проявили пристальный интерес к этому транспортному средству. Южная Корея и Сингапур сразу же начали вести переговоры с представителями ЦКБ по СПК о продаже им всей технологии для производства экранопланов (типа «Волга-2») национальной промышленностью.

В мае 1993 г. в Иркутске на базе Иркутского государственного университета была проведена Первая международная конференция по экранопланам. В ее работе приняли участие специалисты из семи стран (России, Украины, Японии, Германии, США, Канады и Швеции). На конференции представлено 79 докладов, по результатам которых были предложены научно-технические направления. В частности, было рекомендовано сосредоточить исследования на определении области применения экранопланов в общей транспортной системе страны и мира, а также приступить к сертификации экранопланов.

Следует особо отметить, что руководитель ЦКБ по СПК Р.Е. Алексеев создал хорошую научно-практическую школу. В 1990-х гг. из недр ЦКБ по СПК стали образовываться фирмы, специализирующиеся в области создания скоростных судов.

Первой фирмой, выделившейся из ЦКБ по СПК, стало ЗАО «ТрансАл» («Транспорт Алексеева»), руководил которым В.Б. Латышенко. Фирма занималась разработкой проектов катеров на подводных крыльях и на воздушной подушке, переоборудованием малых речных водоизмещающих судов в прогулочные.

«ИнвестАКС», дочерняя фирма «ТрансАл», предложила разъездное судно-амфибию на воздушной подушке СВП-500, отдаленно напоминающее первые разработки СДВП Р.Е. Алексеева. Затем, почти одновременно, образовалось несколько фирм: «Аэрорик», «Технология и транспорт», «Скоростное судостроение» и другие. В середине 1990-х гг. в Нижнем Новгороде по инициативе ЦКБ по СПК и администрации области был создан Координационный совет по судам на динамической воздушной подушке, в который вошли руководители Центрального КБ и его дочерних предприятий.

ЗАО «Технология и транспорт» (Нижний Новгород) с 1992 г. ведет работы по строительству катера-экраноплана « Пассат» на пять—шесть мест. Его прообраз изготовлен в виде самоходной модели СМ-13. В ЗАО «Технология и транспорт» работают бывшие сотрудники ЦКБ по СПК — А.В. Борисов, Д.Н. Синицын и А.И. Маскалик.

В мае 1993 г. «Технология и транспорт» совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом организовали и провели конференцию по экранопланам.

Под руководством Д.Н. Синицына в 1995 г. в ЗАО «Технология и транспорт» создан гражданский прогулочный экраноплан «Амфистар», получивший в 1997 г. сертификат Российского Морского Регистра судоходства. Необходимо особо подчеркнуть, что аэрогидродинамическая схема «Амфистара» в большой степени повторяет схему экраноплана «Волга-2».

Учитывая возрастающий интерес к экранопланам и необходимость определения требований к их проектированию, постройке и эксплуатации, обеспечивающих надлежащий уровень безопасности, в 1993 г. в ИМО в рамках Подкомитета DE (Подкомитет по проектированию и оборудованию судов) была образована международная корреспондентская группа для разработки требований по безопасности экранопланов. Обязанности координатора этой группы были возложены на Российскую Федерацию как страну, имеющую самый богатый опыт проектирования, постройки и эксплуатации таких аппаратов. В 1998 г. Министерство транспорта РФ предложило Российскому Морскому Регистру судоходства возглавить деятельность корреспондентской группы. В целях активизации работы регистр обратился в ведущие отечественные организации, имеющие опыт проектирования и постройки подобных аппаратов, с просьбой направить свои предложения по разработке международных требований для экранопланов, учитывающие интересы Российской Федерации.

Однако вернемся в начало 1990-х гг. Опираясь на опыт ЦКБ по СПК, инициативная группа конструкторов этой организации во главе с В. Морозовым в 1991 г. выделилась в самостоятельное предприятие «АэроРИК» и разработала проект легкой машины «Динго» — восьмиместного самолета-экранолета с шасси на воздушной подушке. К 1993 г. экранолет, не имеющий аналогов в мире, был построен на производственной базе Нижегородского авиационного завода «Сокол». В 1993 г. его модель выставлялась на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. Тогда же «АэроРИК» со своим экранолетом был приглашен в Ванкувер для участия в выставке «Северная авиация» . Фирмой разработаны также проекты машин с шасси на воздушной подушке — от двухместного аппарата до машины взлетной массой 20 т.

Ekrl2083.jpgEkrl2085.jpg

Ekrl2084.jpg

Ekrl2082.jpg
Экранолет (самолет-амфибия) «Динго». Экраноплан «Амфистар».

Предыдущая Оглавление Следующая