Пределы сквозного пробития немецкой танковой брони при обстреле штатными авиационными пушками Красной Армии. (по материалам полигонных испытаний в НИП АВ ВВС КА, предел сквозного пробития определяет максимальный угол для фиксированной дальности, при котором броня пробивается)
Область возможных атак при стрельбе по танкам из пушек НС-37 снарядами БЗТ-37 с самолета Ил-2
Надо сказать, немецкое командование к началу 1943 г. окончательно убедилось в неэффективности снарядов пушек МК101 при действии по советским танкам Т-34 и КВ. Оперативный офицер Генерального штаба люфтваффе в своем отчете о боевом применении авиации в районе Сталинграда и на среднем Дону отмечал: «МК101 во многих случаях проявили себя как недостаточно эффективное оружие. Вражеские танки часто сохраняли подвижность и боеспособность даже после нескольких прямых попаданий. Необходимо оснастить Hs129 более мощным оружием, способным вывести из строя вражеский танк с одного-двух попаданий».
К тому же автоматика пушки МК101 на морозе часто отказывала. Отказывала пушка и из-за попадания снега и грязи на взлете. При проверке на земле после чистки и регулировки пушки стреляли нормально, но в воздухе после взлета замолкали после первых же выстрелов. Специалисты 5-й инспекции Генштаба люфтваффе только и могли что разводить руками.
Оперативно связавшись с инспекцией истребительной авиации, комиссия Генштаба, несмотря на явную неэффективность пушек МК101 в бою и их неготовность к боевой эксплуатации, получила категоричное указание: немедленно снять бомбодержатели и установить МК101...
Противотанковые «хеншели» оказались совершенно не приспособленными к русским морозам. От морозов лопалась резина на колесах шасси, смазка каменела, маслопроводы замерзали и т.д. Поршневая группа настолько быстро изнашивалась, что моторы уже через 40 ч налета требовали полной переборки и капитального ремонта. В то же время в нормальных условиях эксплуатации «Гном-Роны» отрабатывали до 200 ч.
Совершенно очевидно, что в сложившихся условиях все попытки немецких пилотов сдержать мощные удары советских танков оказались безуспешными, хотя в ряде случаев, видимо по инерции, они продолжали докладывать об уничтожении десятков советских танков.
Опыт боевого использования Hs129B в условиях воздушных боев на Восточном фронте со всей очевидностью продемонстрировал, что система бронирования самолета совершенно не обеспечивает надежную защиту от снарядов и крупнокалиберных пуль штатного авиационного и зенитного стрелково-пушечного вооружения Красной Армии. При этом отсутствие оборонительного вооружения в совокупности с невысокими летными данными (без внешних подвесок штурмовик имел максимальную скорость у земли 385 км/ч, а с 30-мм пушкой и пилонами ЕТС50 — 305 км/ч) лишь усугубляло положение.
В выводах НИИ ВВС КД изучившего ряд трофейных образцов самолета Hsl29B, отмечалось: «Вследствие отсутствия огневой защиты самолет может легко сбиваться воздушным противником». Указывалось также, что слабое бронирование делает его весьма уязвимым для огня пехотного оружия. В немецкой инструкции по использованию этого самолета отмечалось, что «..попадание в мотор и несущие поверхности в большинстве случаев приводит к потере самолета вследствие пожара», а при отказе одного мотора самолет летит со снижением, и посадку в этом случае можно производить только с убранным шасси.
По показаниям пленных немецких летчиков, на один потерянный в бою Hsl29B-l летом 1942 г. приходилось около 20 боевых вылетов. И это в условиях полного господства люфтваффе в воздухе. Для сравнения: живучесть советского штурмовика Ил-2 в это же время составляла примерно 15—17 боевых самолето-вылетов на одну потерю.
Зимой 1942 г. немецкому командованию стало окончательно ясно, что ни Hsl23, ни бомбардировочные варианты Вf109, ни специальный бронированный Hsl29B не в состоянии в полной мере выполнять задачи по непосредственной авиационной поддержке войск.
Не мог похвастаться высокой результативностью на поле боя и чистый пикировщик Ju87, который нес серьезные потери. Так, боевые безвозвратные потери Ju87 на сталинградском направлении во втором полугодии 1942 г. только от огня зенитной артиллерии составили 493 самолета. К началу ноября во всех пяти авиагруппах пикировщиков 1-й, 2-й и 77-й эскадр насчитывалось всего 43 Ju87.