Предыдущая Оглавление Следующая

Доводы офицеров штаба ВВС сочли вполне убедительными. Вопрос о развертывании серийного производства Ил-2 с пушками НС-37 с повестки дня был снят. Одновременно отказались и от доводки самолета Ил-2 с пушками калибра 45 мм. С их помощью рассчитывали бороться с тяжелой немецкой бронетехникой. Задача создания 45-мм авиационной пушки для установки на самолеты Як-9Т и Ил-2 была поставлена Государственным Комитетом обороны еще в начале июня 1943 г.

В ходе проработки этого вопроса стало ясно, что такая пушка может быть создана тремя конструкторскими бюро: ОКБ-16 А. С. Нудельмана, ОКБ-15 Б. Г. Шпитального и ЦАКБ В. Г. Грабина. При этом пушки ОКБ-15 и ОКБ-1б могли устанавливаться как на самолет Ил-2, так и на Як-9Т, а пушка ЦАКБ — только на «Як». При обсуждении предварительных предложений А.С. Нудельман и В.Г. Грабин гарантировали силу отдачи в пределах 2300 кг и 3000 кг соответственно. И хотя по ТТТ усилие отдачи ограничивалось 2000 кг при весе самой пушки не более 200 кг, было решено допустить их к дальнейшей работе.

18 августа 1943 г. вышли три постановления ГОКО, которые определяли порядок и сроки подачи самолетов Ил-2 и Як-9Т с пушками калибра 45 мм для производства государственных испытаний. Пушки ОКБ-15 (Ш-45) и ОКБ-16 (НС-45) представляли собой одноименные пушки калибра 37 мм, которые перестволили на больший калибр.

Как следует из документов, для ускорения работ ОКБ Ильюшина установило две пушки Ш-45 на одноместный самолет Ил-2 (зав. № 1861704) производства завода №18. Боекомплект к каждой пушке включал 20 снарядов. Уже 23 августа штурмовик поступил на ЛИС завода №240, где начались работы по отладке вооружения. Напомним, что именно этот самолет с пушками ШФК-37 в 1941 г. проходил государственные летные испытания и испытания на боевое применение на фронте.

FlAPz142.jpg

Немецкая САУ «Веспе», разбитая штурмовиками Ил-2. 1-й Белорусский фронт, июнь 1944 г.

Для установки 45-мм авиапушек НС-45 был выбран серийный двухместный самолет Ил-2 (зав. №303124).

Самолет был построен на заводе №30 с пушками НС-37 и затем переделан под установку пушек калибра 45 мм. Боекомплект к НС-45 включал 50 снарядов на каждую пушку. На летно-испытательную станцию завода №240 самолет поступил 2 сентября, где в течение двух недель проводился отстрел вооружения. Затем самолет доработали и к 1 ноября перегнали в НИИ АВ для завершения заводских и проведения государственных испытаний.

Одноместный самолет Ил-2 с двумя Ш-45 на государственные испытания не передавался ввиду низкой живучести пушки, особенно ее затвора. Как известно, государственные испытания истребителя Як-9Т М-105пф с такой пушкой (боекомплект 20 снарядов) в НИИ АВ завершились неудачно. Акт по испытаниям был утвержден 15 декабря начальником института генерал-майором М.В. Гуревичем.

FlAPz143.jpg

Подбитое штурмовиками штурмовое орудие StuG40.


Эффективность бомбометания с самолета Ил-2 (по результатам полигонных испытаний в НИП АВ ВВС РККА)

Метод бомбометания Высота бомбометания, м Вероятность попадания одной бомбы в полосу 20x100 м, %
при одиночном бомбометании в серии из 4-х ФАБ-50
С горизонтального полета по меткам  на бронекапоте и козырьке летчика 50 3,5 8,0
200 2,3 4,3
С горизонтального полета по ВМШ 200 4.9 8,5
На выходе из планирования (λ - 30°) 200 7,0 12,8
На выходе из планирования (λ - 30°) летчиками с посредственной и хорошей подготовкой — к-н Яшанов, ст.л-т Канкжо, мл.л-т Назаров (245-й шап) 200 4,6
На выходе из планирования (λ - 30°) летчиком с отличной подготовкой — м-р Звонарев (НИП АВ ВВС РККА) 200 12,4

Предыдущая Оглавление Следующая