Предыдущая Оглавление Следующая

FlAPz173.jpg

Штурмовики Fw190F-8.

В рекомендациях летчикам строевых частей по ведению воздушного боя с «фокке-вульфами» в качестве наиболее уязвимых мест немецкой машины указывались кабина пилота, не имеющие бронирования протестированные бензобаки и вентилятор.

Так, в книге «Тактика истребительной авиации», изданной Управлением ВВС КА в 1943 г., отмечалось: «Уязвимой является передняя часть капота мотора, где расположены маслобак и маслорадиатор. В передней же части кольца «НАКА» работает на очень больших оборотах вентилятор, подающий воздух для принудительного охлаждения мотора. Вывод из строя маслосистемы или вентилятора неизбежно приводит к сгоранию или заклинению мотора».

Единственное спасение «фокке-вульфов» от огня зенитных средств и истребителей ВВС КА заключалось в использовании хороших разгонных характеристик машины на снижении, выполняя атаку и уход от цели на большой скорости. Что, собственно говоря, немцы и делали.

Как следует из документов, к цели Fw190F обычно подходили на высоте 2000 — 1000 м и пикировали парами или четверками под углом 40—50° до высоты 200—150 м. После сброса бомб немецкие летчики на высокой скорости со снижением уходили из зоны зенитного огня. Затем набирали высоту и уходили в зону ожидания, где в это время находились другие самолеты из состава группы и прикрывали их действия. И так повторялось до тех пор, пока все самолеты в группе не отбомбятся по целям. Все атаки выполнялись в высоком темпе, с разных направлений и высот.

При действии по целям, хорошо прикрытых зенитной артиллерией, часть самолетов выделялась для подавления зенитного огня. При отсутствии противодействия со стороны зенитной артиллерии немцы выполняли до 4—5 заходов. После сброса бомб самолеты вставали в круг и обстреливали цель из пушек и пулеметов, снижаясь до бреющего полета.

Если группа Fwl90F не прикрывалась Bf109, то при встрече с нашими истребителями штурмовые «фоккеры» из прикрывающей группы «аварийно» сбрасывали бомбы и огнем и маневром обеспечивали выход из атаки остальных самолетов в группе. Однако в воздушный бой немецкие летчики на Fwl90F вступали все же неохотно, стараясь при первой же возможности уйти на скорости на свою территорию.

Здесь следует сказать, что всякие басни об успехах Fw190F при топмачтовом способе бомбометания по танкам не выдерживают никакой критики. Прежде всего, размеры морских целей намного превышали размеры танков, что позволяло уверенно поражать корабли. Кроме того, корабли были практически не маневрирующей целью, чего нельзя сказать о танках. Топмачтовое бомбометание, как правило, осуществлялось в тех случаях, когда море было спокойным. Водная поверхность для авиабомб была абсолютно несжимаемой и обладала стабильными рикошетирующими свойствами. На суше подстилающая поверхность в большинстве случаев не была гладкой и имела неравномерную плотность, что давало совершенно непредсказуемый рикошетирующий эффект.

FlAPz174.jpg

Трофейный истребитель Fw190A-4 в НИИ ВВС КА.

FlAPz175.jpg

Fw190A-4 с раскрытыми крышками капота. Хорошо виден высокооборотный вентилятор охлаждения мотора, практически любое попадание в который выводило из строя мотоустановку. Под широким бронекольцом находился кольцевой маслобак, чрезвычайно уязвимый, несмотря на броню.

Предыдущая Оглавление Следующая