Отсечка тяги двигателя обеспечивалась путем вышибания заглушек, закрывающих выходные отверстия шести труб для реверса тяги.
На ракете М-2 фреон для управления по тангажу и рысканию хранился в хвостовой юбке второй ступени в двух симметрично расположенных цилиндрических бачках, продольная ось которых была перпендикулярна продольной оси ракеты. Для управления по крену служили два верньерных РДТТ. Хвостовая юбка второй ступени стеклопластиковая. Она изготавливалась способом намотки как единое целое с корпусом РДТТ. К юбке пристыковывался переходник, соединяющий ее с передней юбкой первой ступени. Переходник выполнялся из обычных легких сплавов и служил для размещения оборудования системы управления и системы разделения ступеней.
Вдоль корпуса обеих ступеней с противоположных сторон шли два гаргрота для электрокабелей. В местах погружения кабелей в юбки ступеней предусматривались концевые обтекатели, предохраняющие кабели от нагрева и механических повреждений.
Стартовая масса MSBS М-2 составила 19 т. За счет увеличения запаса топлива на второй ступени этой ракеты до 6 т удалось довести дальность полета до 3200 км. Применение более совершенных и имеющих меньшую массу приборов в системе управления несколько улучшило точность стрельбы (КВО — до 2 км).
Создание усовершенствованной ракеты М-2 потребовало некоторой модернизации проверочно-пускового и вспомогательного оборудования системы управления стрельбой. Первоначальный заказ составлял 100 ракет М-2.
|
![]() |
Схема MSBS M-20. | |
|
|
Система управления вектором тяги РДТТ «Рита-2». | Пуск из-под воды MSBS М-20. |
Новая БРПЛ М-2 поступила на вооружение французских подводных лодок в 1974 г. Ракеты М-2 первой получила третья лодка, названная «Фудруайян» (в сентябре 1974 г. она вышла на боевую службу), а затем «Индомтабль». Позже ракеты М-2 заменили М-1 на подводных лодках «Редутабль» и «Террибль» (при этом на лодках не потребовалось никакой модификации пусковых труб).
По своим боевым характеристикам ракеты М-1 и М-2 могли надежно поражать площадные цели. С вводом в боевой состав третьей ПЛАРБ морские СЯС Франции практически сравнялись по числу носителей с бомбардировочной авиацией, в то же время превосходя ее по суммарной мощности ядерных боеприпасов и надежности доставки их к целям. Районы для боевого патрулирования французских ракетных подводных лодок выбирались в акваториях Норвежского моря и Восточной Атлантики.
В 1977 г. на оснащение французских морских ядерных сил поступила БРПЛ третьего этапа, которая получила обозначение М-20. По своему техническому уровню она была несколько совершенней своих предшественниц. Новая ракета представляла собой своеобразный гибрид французских баллистических ракет морского и наземного базирования.
М-20 была выполнена двухступенчатой с последовательным расположением маршевых ступеней. Первая ступень осталась такой же, что и у М-2, а вторая ступень и головная часть целиком заимствовались от БРСД S-3. Корпус РДТТ второй ступени изготавливался из стекловолокна и имел одно неподвижное утопленное сопло. Применение нового конструкционного материала позволило достичь экономии массы ракеты. Управление полетом на этапе работы двигателя осуществлялось путем впрыска фреона в закритическую часть сопла.
Значительным доработкам подверглась инерциальная система управления. Она была оснащена электронным вычислительным блоком, а гиростабилизированная платформа — блоком скоростных гироскопов. В результате КВО при стрельбе М-20 составило 900 м. Появилась возможность проводить переприцеливание ракет на заранее определенные цели.
Мощная моноблочная термоядерная головная часть MR-60 мегатонного класса, кроме боевого заряда и его автоматики, содержала комплекс средств преодоления противоракетной обороны. Причем ее разработчики ориентировались на характеристики советской системы ПРО. Повысилась надежность и эффективность ядерного зарядного устройства.
БРПЛ М-20 постепенно вытеснила более ранние образцы ракет на трех ПЛАРБ, вошедших в боевой состав флота до 1976 г. На двух новых лодках их установили сразу. Как и М-1/М-2, эта ракета предназначалась для поражения крупных площадных целей. В эксплуатации БРПЛ М-20 находились до конца 1980-х гг.