Предыдущая Оглавление Следующая

LT934032.jpg

И.Я. Трашутин.

Во-вторых, для всего семейства двигателей было достаточно иметь лишь два варианта наиболее трудоемких составных частей, в том числе:
- два коленчатых вала: 6-коленный (для 6-цилиндровой оппозитной и 12-цилиндровой Х-образной моделей) и 8-коленный (для 8-цилиндровой оппозитной и 16-цилиндровой Х-образной моделей);
- две головки (крайняя и средняя) при единой заготовке (отливке);
- два шатуна (один — для 6- и 8-цилиндровых моделей; один — для 12- и 16-цилиндровых моделей) при единой программе механической обработки;
- два топливных насоса (один рядный 6-плунжерный, один рядный 8-плунжерный).

К тому времени были разработаны технические проекты, изготовлены и находились в стадии испытаний 6- и 16-цилиндровые модели форсированных двигателей. В стадии проектирования находились 8- и 12-цилиндровые модели.

Что касается конкретного применения двигателей нового семейства и их серийного производства, то, по замыслу разработчика и проработкам НАТИ, рисовалась следующая картина:

а) 6-цилиндровая модель:
-  форсированный двигатель (450—500 л.с.) — в ВГМ ЛВК нового поколения, в том числе в НЛПТ («Судья») и НБМП («Басня»);
-  дефорсированный двигатель (350 л.с.) — в перспективных комбайнах Таганрогского комбайнового завода с пропускной способностью 12 кг/с. Ожидаемая потребность к 1986 г. — 20 тыс. шт. в год. Производственные мощности из расчета 20 тыс. 6-цилиндровых двигателей в год предлагалось создать на ВгТЗ, производство отливок блок-картеров и коленчатых валов — на Чебоксарском заводе промышленных тракторов;

б)  8-цилиндровая модель: область применения форсированного (550—800 л.с.) и дефорсированного (400—500) двигателей определить по результатам выполнения НИОКР:

в)  12-цилиндровая модель:
-  форсированный двигатель (800—1000 л.с.) — в танках Т-64 и Т-72, в том числе при модернизации танков первых выпусков;
-  дефорсированный двигатель (600—700 л.с.) — в тракторах Т-500; ожидаемая потребность к 1980 г. — 200 шт./год, к 1990 г. — 2000 шт./год; серийное производство предлагалось организовать на ВгТЗ с учетом широкой кооперации с предприятиями отрасли;

г) 16-цилиндровая модель:
-  форсированный двигатель (1200— 1500 л. с. при 2250 об/мин) — в перспективных основных танках;
-  дефорсированный двигатель (870л.с. при 1700 об/мин) — в промышленном тракторе Т-800 класса тяги 75 т; ожидаемая потребность к 1990 г. — 450—500 шт./год; производство может быть организовано на ЧТЗ.

Для достижения необходимых показателей по удельному расходу топлива (165 г/л.с.×ч), масла на угар (0,3—0,5% от расхода топлива) и ресурсу (8—10 тыс. ч) планировалось освоение некоторых новых технологических процессов, в том числе производства поршней с износостойкой вкладкой, вкладышей типа «Вандервел», износостойких элементов топливной аппаратуры и ряда других.

Главный конструктор танкового КБ ЧТЗ В.Л. Вертинский доложил, что по заданию УСП МТиСХМ от 18.10.1979 г. в КБ ЧТЗ подготовлено техническое предложение по конструкции унифицированной трансмиссии для семейства ВГМ ЛВК. При этом учитывались различные функциональные назначения этих машин, определенные НАТИ.

Трансмиссия была разработана применительно к продольной установке двигателя в машине с возможностью соединения с двигателем либо в общий блок, либо через карданную передачу (для МТУ как переднего, так и заднего расположения). Трансмиссия включала полнопоточный гидротрансформатор, планетарную коробку передач (четыре скорости переднего и две заднего хода), гидрообъемный механизм поворота и редуктор отбора мощности. Соосное расположение осей валов гидротрансформатора, планетарных рядов коробки передач и механизма поворота позволяло упростить конструкцию корпуса трансмиссии и разгрузить его от действия внутренних сил.

Копии всех представленных заводом материалов по семейству двигателей 2В и унифицированной трансмиссии были по нашей просьбе также направлены в аппарат НВ МО и УНТВ. Кроме того, в связи с планировавшейся организацией выставки новых образцов ВГМ ЛВК на Кубинке (38 НИИИ МО) к моменту проведения ВТС МО нами было предложено ЧТЗ направить на выставку опытный образец двигателя 2В-06.

Ниже приводится краткая сравнительная характеристика трансмиссий.

Наименование параметров

МТ-ЛБу

«Объект 934»

«Объект 688»

Унифицированная

Тип трансмиссии

Механич.

Механич.

Гидромеханическая

Передаваемая мощность, л.с.

300

400

400-450

400-600

Обороты входного вала, об/мин

2100

2300

2500

2300

Число передач: переднего хода

6

5

4

4

заднего хода

1

2

2

2

Диапазон скоростей (КПД гидротрансформатора >= 0,8)

15,4

8,5

12,1

16,8

Скорости движения, км/ч:

- I скорость

4,0

7,8

5,8—14,0

4,1—10,8

- II скорость

12,0

20,9

9,9—23,9

10,5—27,6

- Ill скорость

20,7

29,4

17,1—41,0

18,6—49,9

- IV скорость

34,1

43,2

29,1—70,0

26,3—69,0

- V скорость

46,8

65,8

-

-

- VI скорость

61,5

-

-

-

- З.Х. I скорость

6,3

7,8

4,9—10,4

3,1—9,6

- З.Х. II скорость

-

20,9

8,5—17,7

10,5—27,9

Тип механизма поворота

Планетарный

Дифференциальный с ГОП

Привод других механизмов

Нет

Есть

Есть

Есть

Расположение двигателя

Вдоль

Вдоль

Поперек

Вдоль

Расположения МТУ

Только спереди

Спереди и в корме

Только в корме

Спереди и в корме

Габариты: трансмиссии/ блока двигатель-трансмиссия, мм:

-длина

680 х)

750 /1475

1275 /1275

560/1285

- ширина

1265 х)

845/ 1389

470/ 1480

1350/ 1389

- высота

385 х)

635/ 635

620/ 620

480/ 500

Габаритный объем, м3

0,305

0,398

0,372

0,363

Расчетный вес, кг

440

504

780

620

Отношение веса трансмиссии к передаваемой мощности, кг/л.с.

1,46

1,26

1,95—1,73

1,55—1,04

Отношение габаритного объема к передаваемой мощности, см3 /л.с.

1,02

0,99

0,93—0,83

0,91—0,61

Примечание: х) двигатель и трансмиссия установлены раздельно.

Предыдущая Оглавление Следующая