Главные преимущества, скажем, ПРСМ-915 перед много купольной системой МКС-5-128Р с платформой П-7 заключаются в следующем:
- сокращается время подготовки к десантированию и время самого десантирования: скорость снижения объекта на ПРС примерно в 4 раза выше. Правда, довольно велики и перегрузки при торможении у земли с помощью реактивных двигателей. Близкий оглушительный рев, грохот и пламя пороховых двигателей увеличивают и психофизические нагрузки на десантников;
- вместо пяти блоков основных парашютов в МКС-5-128Р, каждый площадью 760 м2, в ПРСМ-915 применен только один основной парашют площадью 540 м2;
- после приземления ПРС не оставляет вокруг машины огромных полотнищ парашютов с путаницей строп, такое «белое болото» часто мешало машине начать движение немедленно. Это «болото» могло остановить не только легкие бронемашины. На учениях «Днепр» в 1967 г. был случай, когда стропы, выдерживавшие нагрузку до 30 т, попадая на ведущие колеса и траки, задержали средние танки, пытавшиеся пройти по месту высадки десанта;
- отсутствие платформы позволяет машине с уложенной ПРС двигаться на аэродром и загружаться в самолет своим ходом. На тот момент еще не были готовы бесплатформенные парашютные системы, и это отличие было весьма существенно;
- для транспортировки комплектов ПРС требуется меньше транспортных средств, чем для многокупольных систем.
Все это отвечало общему стремлению к сокращению времени на подготовку и к десантированию воздушно-десантных соединений и частей.
Десантирование БМД-1 на ПРСМ-915 методом «Цуг».
Тактико-технические характеристики парашютно-реактивных систем
ПРС |
ПРСМ-915 |
ПРСМ-925(916) |
ПРСМ-925 |
Предназначена для десантирования |
БМД-1П, БМД-1ПК |
БМД-2, БМД-2К |
БТР-Д, БТР-ЗД, БТР-РД, БМД-1КШ |
Полетная масса машины с ПРСМ, кг |
8000±50 |
8400—8700 |
8000—8800 |
Высота сбрасывания над площадкой приземления, м |
500—1500 |
||
Превышение площадки приземления над уровнем моря, м |
До 2500 |
||
Скорость полета (по прибору) при сбрасывании: |
|||
Ил-76 |
260—400 |
260-400 |
260—400 |
Ан-22 |
320—380 |
320—340 |
320—340 |
Ан-12Б |
350—400 |
340—400 |
|
Вертикальная скорость снижения на основном парашюте, м/с |
16—23 |
17—27 |
16—23 |
Реактивная сила блока ПРД, кгс |
18750—30000 |
30000—40000 |
25000—36250 |
Номинальная скорость приземления, м/с |
3,5—5,5 |
||
Максимальная (допустимая при сбрасывании) скорость у земли, м/с |
8 |
10 |
10 |
Полетная масса ПРС, кг |
1060±20 |
1110±30 |
1240±20 |
Масса снаряженного блока ПРД, кг |
Из 3-х ПРД — 480±5 |
Из 4-х ПРД — 560±5 |
Из 4 ПРД — 620±10 |
Основная парашютная система: - |
ОКС-540 серии 3 |
ОКС-540 серии 4 |
ОКС-540 серии 3 |
площадь купола, м2 |
540 |
540 |
540 |
- масса блока ОКС, кг |
205±5 |
205±5 |
210±5 |
Вытяжная парашютная система: - |
ВПС-8 |
||
площадь купола, м2 |
8 |
||
- масса, кг |
47 |
||
Количество применений: |
|||
ПРСМ |
7 |
||
ОКС-540 |
5 |
||
ВПС-8 |
5 |
Первый сброс БМД-1 на парашютно-реактивной системе ПРСМ-915 из самолета Ил-76 провели в 1975 г. Несмотря на неудачное первое десантирование (не отложились щупы), в целом в ходе дальнейших испытаний задачу сброса БМД на новой системе из Ил-76 и Ан-22 признали решенной. Заметим, что в то же время проводили испытания сброса машины и экипажа на КСД: работы по средствам десантирования шли весьма активно и широким фронтом.
23 января 1976 г. на площадке приземления Кислово под Псковом на базе 76-й гв. воздушно-десантной дивизии прошел первый сброс на ПРСМ-915 машины БМД-1 с экипажем внутри с самолета Ан-12Б. Проект получил название «Реактавр» — «реактивный Кентавр». Экипаж первого «Реактавра» утверждали министр обороны маршал А.А. Гречко и начальник Генерального штаба маршал В.Г. Куликов. Экипаж: БМД-1 составили офицеры НТК ВДВ подполковник Л.И. Щербаков (участвовавший в испытаниях БМД-1 еще на НИИИ БТ в Кубинке) и майор А.В. Маргелов. Экипаж самолета был тот же, что производил сброс первого «Кентавра». Испытания прошли в целом удачно. После приземления экипаж; меньше чем за минуту привел машину в боевую готовность, затем выполнил упражнения стрельбы из вооружения БМД и вождение по препятствиям.