Скорости наводки пушки по вертикали с помощью стабилизатора находились в пределах от 0,07 до 4,5 град./с, скорость вращения башни - от 0,07 до 15 град./с.
Боевая скорострельность при стрельбе с места составляла 7 выстр./мин., с ходу - до 4выстр./мин.
Боекомплект танка Т-54Б по сравнению с боекомплектом танка Т-54А не изменился количественно, но в его состав был включен выстрел с кумулятивным снарядом БК5М.
Броневая защита машины также осталась без изменений. Наружная часть картеров бортовых редукторов была защищена дополнительной бронировкой, приваривавшейся к среднему и нижнему кормовым листам и картерам.
Для предотвращения проникновения внутрь танка пыли во время движения, воды при подводном вождении, ударной волны и пыли при ядерном взрыве через зазор между верхним и нижним погонами башни было предусмотрено специальное устройство для уплотнения погона (резиновая уплотнительная лента с тросовым механизмом затяжки). На танках позднего выпуска в целях улучшения уплотнения погона между крышей и верхним погоном устанавливалось уплотнительное резиновое, а под ним — суконное кольцо. Кроме того, для предохранения боевого отделения от запыления на амбразуры пушки, спаренного пулемета и прицела надевались специальные чехлы. Для танков выпуска до апреля 1959 г. на чехле амбразуры пушки дополнительно было предусмотрено уплотнение кронштейна осветителя Л-2. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть танка, в основном, остались такими же, как на базовой машине.
Размещение боекомплекта в танке Т-54Б.
Часть танков была приспособлена для работы с минными тралами KMT (KMT-4M) и КМТ-5 (КМТ-5М). Для крепления тралов на корпусах танков в верхней части верхнего лобового листа приваривались два кронштейна, а к нижнему наклонному листу - восемь планок с резьбовыми отверстиями.
Установочная серия танков Т-54Б была выпущена заводом №183 в ноябре-декабре 1956 г. Серийное производство машины осуществлялось с 1957 по 1959 г. на заводах №183 (с июля 1957 г. по июнь 1958 г.), №75 (с 1958 г. по I кв. 1959 г.) и №174 (с IV кв. 1957 г. по I кв. 1959 г.). Всего за годы серийного производства было изготовлено 1575 танков Т-54Б.
Одновременно с производством танка Т-54Б была разработана техническая документация по модернизации ранее выпущенных образцов танков Т-54 (кроме машин обр. 1947/48 г. и обр. 1949 г.).
Основные мероприятия по модернизации танков проводил завод №183, но при этом отдельные работы по повышению межремонтного срока службы танка до 5000 км были поручены и другим заводам промышленности: завод №75 занимался узлами ходовой части, завод №174 - вооружением и башней, завод №255 - электрооборудованием, Челябинский Кировский завод - дизелями В-54 и В-55.
Мероприятия по модернизации этих машин в подавляющем большинстве были реализованы при капитальном ремонте танков на ремонтных заводах Министерства обороны. Например, при модернизации танков Т-54 обр. 1951 г. начиная с 1960 г. на части машин, прошедших капитальный ремонт, устанавливалась 100-мм танковая пушка Д-10Т с элементами стабилизатора СТП-2 и противовесом на дульном срезе ствола. Машины оснащались системами ПАЗ, УА ППО, ТДА, ОПВТ и новыми средствами связи. Установка двухплоскостных стабилизаторов и аналогичных систем производилась и на Т-54А. Это позволило модернизировать парк танков Т-54 обр. 1951 г. и Т-54А, доведя их до уровня Т-54Б.
Проведенная модернизация позволила в течение длительного периода поддерживать танки Т-54 на достаточно высоком уровне боевой эффективности, обеспечивая им превосходство над зарубежными среднепушечными танками М46, М47, М48 (США) и «Центурион» (Великобритания).
После прекращения серийного производства в связи с принятием на вооружение танка Т-55, а затем и Т-55А, при проведении капитального ремонта на ремонтных заводах МО танк Т-54Б также неоднократно модернизировался, что приближало его боевые и технические характеристики к уровню танка Т-55 (Т-55А). Перечислим основные из этих мероприятий.
С 1961 г. в состав боекомплекта ввели выстрел ЗУБК4 с кумулятивным невращающимся снарядом ЗБК5 или ЗБК5М с головным взрывателем ГПВ-2 и трассером. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда под углом встречи от нормали 60° на любой дальности составляла 180 мм.
![]() |
![]() |
Установка элементов стабилизатора вооружения СТП-2 «Циклон» в танкеТ-54Б. | Танк Т-54 обр. 1951 г., модернизированный до уровня Т-54Б. |