В походном положении установка перевозилась на двухколесной подрессоренной повозке со скоростью до 60 км/час.
Достоинствами 2-см автоматы Flak 30 являлась простота устройства, возможность быстрой разборки и сборки, и сравнительно малый вес — 65 кг.
Недостатками являлась высокая чувствительность к изменению угла возвышения, результатом чего было большое число задержек из-за неполного отхода подвижных частей автомата в заднее положение при стрельбе под малыми углами возвышения. При больших углах возвышения гильза выбрасывалась с такой силой, что на ее заднем торце оставались накалины от отражателя. Дульца гильз мялись при ударе об автомат. Бывали случаи обрыва закраины гильзы.
Автомат был чувствителен к запылению, загрязнению и загустению смазки. Небольшие изменения сил сопротивления движению откатывающихся частей вызывали неполный откат и, как следствие, задержку.
При первом заряжании требовалось прикладывать большую силу для отката подвижной части автомата.
Отсутствие непрерывного питания значительно снижало скорострельность.
Опытные образцы 2-см Flak в 1930-1931 годах были поставлены в СССР. Серийные образцы 2-см Flak поставлялись в Голландию и Китай. В вермахт Flak 30 стали поступать с 1935 года.
В конце 30-х годов Flak 30 подверглись модернизации. Модернизированный образец получил название «2-см Flak 38». Новая установка имела ту же баллистику и боеприпасы. Все изменения в устройстве были направлены на увеличение темпа стрельбы, который возрос с 245 выстр/мин до 420-480 выстр/мин.
Принцип действия механизмов автомата обр. 38 остался прежним - использование силы отдачи при коротком ходе ствола. Увеличение темпа было достигнуто за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения их скоростей движения. В связи с чем ввели специальные буферы-амортизаторы. Кроме того, введение копирного пространственного ускорителя позволило совместить отпирание затвора с передачей ему кинетической энергии.
Изменения в лафете были минимальные, в частности, была введена вторая скорость в ручных приводах наведения.
![]() |
![]() |
Зенитные пушки Flak 38 на буксируемых тележках |
Flak 38 на базе легкого танка Pz. KpfwI |
В войска 2-см Flak 38 начала поступать во второй половине 1940 года.
В 1940 году была создана счетверенная установка 2-см Flakvierling 38, в составе которой имелось четыре автомата Flak 38. В 1941 году автомат Flak 38 использован в горно-вьючной зенитной установке 2-см Gebirgsflak 38.
Заслуживает упоминания и такая «экзотика», как опытные 2-см зенитные восьмиствольные установки с восемью автоматами Flak 38.
Одиночные и счетверенные автоматы 2-см Flak 30 и Flak 38 устанавливались на различных автомобильных и гусеничных шасси, а также на железнодорожных платформах.
Боекомплект 2-см автоматов Flak 30 и Flak 38 состоял из осколочных и бронебойных снарядов. Осколочно-трассирующий снаряд - вес около 120 г, длина около 86 мм, вес взрывчатого вещества 6-7 г, взрыватель головной мгновенной действия. Бронебойно-трассирующий снаряд весил около 143 г, длина около 80 мм, взрывчатого вещества и взрывателя снаряд не имел, то есть был сплошным. Бронебойно-зажигательные снаряды - с теми же данными, но снаряжались тремя граммами фосфора.
Патроны и заряды у всех снарядов были одинаковы. Длина патрона составляла 202 мм, заряд - 40 г пироксилинового зернистого пороха. Гильза латунная цельнотянутая или стальная лакированная, длина гильзы 138,2 мм.
Вес патрона с осколочным снарядом — около 300 г с бронебойным - около 327 гр.
3,7 см зенитные автоматы
3,7-см зенитный автомат Flak 18 фирмы «Рейнметалл» разрабатывался еще с середины 20-х годов. Первые серийные образцы Flak 18 поступили в войска в 1935 году, причем первоначально автомат устанавливался на четырехколесной повозке. Такая повозка оказалась тяжелой и неповоротливой, поэтому был разработан новый четырехстанинный лафет с отделяющимся двухколесным ходом.
Автомат 3,7-см Flak 18 легко разбирался на части без применения специального инструмента. Этому способствовало широкое применение безрезьбовых соединений. Недостатком автомата была большая сила отдачи, характеризовавшаяся наличием больших всплесков. Поэтому в 1936 году его конструкцию изменили. Ввели гидравлический тормоз отката и салазки, по которым откатывался автомат. Модернизированный образец получил название Flak 36. Из-за незначительности изменении в немецкой документации новый автомат именовался Flak 18/36.